Значительная часть хазарских евреев оказалась на территории Киевской Руси, многие из них крестились.
Вместе с тем, на Русь прибывали по торговым делам и евреи из Европы и Византийской империи, в Киеве был Еврейский квартал и Еврейские ворота.
В 1113 году, когда, после смерти Святополка, Владимир Мономах стал колебаться в желании занять киевский престол, в Киеве начали бурные беспорядки:
Мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского, именем Путяты, и всех Жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка.
Н. Карамзин объясняет погром высокими процентами, которые брали ростовщики-евреи с киевлян:
Причиною Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев: вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными ростами[1].
Таким образом, беспорядки переросли в погром:
Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдёт, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошёл в Киев[2].
Судя по всему, евреи оказали какое-то сопротивление погромщикам, используя синагогу как крепость:
«Потом Жидов многих побили и домы их разграбили за то, что сии многий обиды и в торгах христианом вред чинили. Множество же их, собрався к их Синагоге, огородись, оборонялись, елико могли, прося времяни до прихода Владимирова». А после его прихода киевляне «просили его всенародно о управе на Жидов, что отняли все промыслы Христианом и при Святополке имели великую свободу и власть… Они же многих прельстили в их закон»[3].
Итак, видно, что евреи сумели продержаться до вмешательства властей, что само по себе не только указывает на наличие стихийной еврейской самообороны, но и на то, что, очевидно, у евреев было оружие. Возможно, какие-то хазарские евреи служили в армии, и они могли организовать оборону.
Фраза «идоша на жиды и разграбиша я» указывает, что погром принял характер боя.
https://cyclowiki.org/wiki/Погром_в_Киеве_(1113_%D0%B3%D0%BE%D0%B4)