Инвалиды пятого пункта: неудобный фильм израильского режиссера снят с показов в России
Нателла Болтянская
08:00
«Долгожданное», по словам министра культуры РФ, российско-израильское сотрудничество в области кино уже, можно сказать, началось: практически одновременно с тем, как находящаяся под санкциями США и ЕС Ольга Любимова сообщила о подписании соглашения с Израилем, Московский фестиваль еврейского кино исключил из программы фильм израильского режиссера и продюсера Бориса Мафцира «Инвалиды пятого пункта». «Детали» поговорили с автором фильма, уже снявшим более 30 картин, среди которых «Дорога в Бабий Яр», «Хранители памяти», «Загадка „Черной книги“».
— К организаторам обратилась моя коллега и соавтор Лилия Цвокбенкель, — рассказал «Деталям» Борис Мафцир: — она написала им: «Наш фильм был принят для конкурсного показа, который должен пройти 5 сентября, и до недавнего времени его страница фигурировала в расписании фестиваля. Вчера фильм таинственно исчез как из программы, так и из расписания. Из этого можно сделать вывод, что показ отменен. Была бы очень признательна, узнать причину отмены». Потом написал и я – директору фестиваля Егору Одинцову. И вот что он ответил:
«В конце августа мы, действительно, приняли решение отказаться от нескольких документальных фильмов, отобранных в конкурсную программу, к сожалению, в том числе от вашей картины» (какие еще фильмы сняли с показа, он не упоминает). «Это связано с тем, что с нашим большим количеством фильмов и небольшим количеством площадок в этом году расписание получилось слишком загруженным, и много показов стояли параллельно друг другу. Учитывая не самую большую активность зрителей (открытие — скорее исключение), мы решили сделать акцент на конкурсных фильмах, разгрузить расписание путем отказа от показов части внеконкурсных картин».
Вот мой ответ Егору: «Спасибо за ваши отговорки. Я полагаю, что вы просто побоялись показать этот фильм».
Фестивалю восемь или девять лет? (МКЕФ существует с 2015 года – прим. «Деталей»). Они не знают, как делать сетку? Они не умеют распределять площадки? Я уже не говорю о том, что, если убрали наш фильм, то, может быть, убрали фильмы еще из Бразилии, Боливии, Аргентины?
Полагаю, это произошло из-за ассоциаций, возникающих, например, на эпизоде картины о Шестидневной войне – там ведь сплошная советская пропаганда и вопли. Все очень узнаваемо про сегодняшнюю Россию. Или же — Горбачев, который выступает и говорит: мы построим новое общество… Или эпизод о Сталине, о корнях его антисемитизма. И, главное, сказанное мной в кадре: советское государство грешит антисемитизмом, поскольку евреи стали ненадежны, и им нельзя доверять. Изначальное название картины «Граждане второго сорта». Это актуально сегодня в России.
— Зачем же Вы послали в Москву картину, если всё понимаете?
— Я воспитан «тамиздатом». Если можно что-то донести до советских евреев, то надо делать это усилие. Зрителей Московского еврейского кинофестиваля я помню по показу моей же «Черной книги» на «Артдокфесте» в декабре 2019-го, или в Третьяковской галерее с Феликсом Дектором, покойным, куда эти же люди приходили. Это были те же еврейские глаза. Мы хотели, чтобы они это увидели.
Если бы ленту оставили, то ее бы посмотрело 70, ну, 90 человек. Может быть, еще кому-то рассказали. А вместо этого получился диссидентский документальный фильм, который сняли с фестиваля.
«Холокост — железная тема»?
Генеральный продюсер фестиваля Егор Одинцов также не ответил на вопрос, какие еще фильмы ушли из программы фестиваля. Возможно, он убрал только израильскую ленту. Обсуждать с «Деталями» другие вопросы фестиваля, как и высказаться о российско-израильском соглашении (текст самого документа, к слову, до сих пор ни одним израильским ведомством официально не опубликован) он тоже побоялся.
Читайте также:
Махмуд Аббас: «Гитлер ненавидел евреев за их деньги»
Полагаете, что «Израилю незачем помогать украинцам»? Тогда эта история для вас
Как и почему Россия стала отрицателем Холокоста. Часть 1: «Без срока давности», Часть 2 «Наследники СМЕРШа»
Евреи никогда не находятся в безопасности при диктаторах – и Путин не исключение
— В 1998 году я был директором Департамента культуры и искусства Министерства образования и культуры, — вспоминает Борис Мафцир. — Поехал в Москву подписывать первое соглашение о культурном обмене между Россией и Израилем. Знаете, это был праздник, атмосфера ожидания. И русские театры приезжали в Израиль, и в России была «Габима», был «Камерный». Примерно в это же время, может быть, чуть позже начали работать над договором о копродукции.
Сам договор это, я бы сказал, масло и хлеб кинопромышленности. Это бездефицитный бюджет, это налоговые льготы. Он позволит получать разные дотации на совместную продукцию. Я бы сказал, есть визовый режим, а это — безвизовый.
Но для того, чтобы была копродукция, нужно два условия минимум. Первое — тема. Какая может быть сегодня общая тема с Россией, в которой история всё время деформируется? Всё время меняются рамки, что можно, и чего — нельзя. Что общего с Израилем, который пока что еще, слава богу, либерально-демократический, в котором кинопроизводство самостоятельно, в котором не государство дает деньги, а фонды? Один информированный собеседник говорит: Холокост — железная тема, всегда объединяет всех. Извините, о каком Холокосте сегодня можно говорить в России, которая отрицает Холокост евреев и заявляет, что это геноцид советского народа? Россия вернулась к сталинским понятиям, к «мирным советским гражданам».
В моем фильме о Холокосте в России есть эпизод в Ростове и вся история со Змиевской балкой. Там есть цитата из протокола: все страдали. Это верно в сталинское время, а потом и в советское. Все были героями и все были жертвами. Поэтому нет места для евреев, предназначенных на уничтожение.
Посмотрите прекрасный немецкий фильм, который дословно воссоздает протокол Ванзейской конференции.Там есть очень четкий ответ на вопрос, почему евреи: потому что они и капиталисты, и коммунисты. Они угроза для нас.
Второе. Допустим, нашли тему. Оставьте сейчас прочие условности. С кем вы подписываете договор? Со страной, которая меняет правила поведения, когда надо ей, и — на ее условиях. Более того, эти правила поведения находятся под четким контролем государственной системы. Вы подписываете протокол с российским продюсером, но за его спиной стоит дом на Лубянке.
Израиль залез на забор, на котором неудобно сидеть
Путин в своих рассуждениях на еврейские темы предложил почитать, «что пишут простые люди в интернете». Что ж, мы почитали. Сначала — петиция против соглашения о совместном кинопроизводстве.
«Как известно, сегодня в России нет официальных институтов, противостоящих режиму Путина, а каждый актер, режиссер или другой деятель культуры, выразивший свое неприятие войны — арестован, принужден молчать или будет вынужден покинуть Россию. Поэтому мы смотрим на сотрудничество с российским кинематографом как на поддержку режима Путина. Поддержку недопустимую, несправедливую и аморальную», — сказано в ней.
Помимо этого — текст литератора Михаила Лидогостера: «Устрашившись гнева кремлёвского старца после позорного изгнания Ленкома, израильские чинуши спешно подписали с РФ соглашение о киносотрудничестве. Если не хотите, чтобы российская военная пропаганда стала нарративом в израильской киноиндустрии, подписывайте петицию против». Михаил Лидогостер — один из тех, кто уверен: молчание — начало рабства. Не желающие молчать противники сотрудничества с Россией собираются выйти на митинг в воскресенье, 10 сентября в Тель-Авиве, напротив комплекса правительственных зданий. Акция пройдет с 17:00 до 19:00.
На вопрос «Деталей» Лидогостер отвечает: никакой речи о закрытии всех дверей не идёт и идти не может. Но деятели культуры, открыто поддержавшие войну, должны понимать последствия своих действий.
— Когда-то я практически одновременно интервьюировала Анджея Вайду, который и после аннексии Крыма продолжал работать с Россией, и Даниэля Ольбрыхского, который перестал. На вопрос, почему, Вайда ответил: «Потому что там мои зрители», а Ольбрыхский – «Потому, что зрители, которые за аннексию – уже не мои».
— Я думаю, что это соглашение — не к месту и не ко времени. Для меня это жест израильского правительства в отношении нерукопожатной для многих страны. То есть мы декларируем, что мы с этим государством хотим дружить, поддерживаем отношения.
Почему Россия именно сейчас вытаскивает из нафталина этот договор? Почему это им сейчас нужно? Почему они годы держали его «на полке» — оставьте для их объяснений. Но для меня, как для израильтянина, это негоже. Есть политика, есть торговля, есть различные соглашения. Но оно режет глаз, оно режет слух.
— А слова Путина о полутора миллионах евреев, «уничтоженных украинцами»?
— 2,7 миллионов евреев погибло на территории Советского Союза. По самым низким оценкам, 2,5 миллиона, а по оценке Яд ва-Шем, 2.641.000. Из них 1.600.000 — на новых советских территориях. Поэтому цитата «украинцы убили полтора миллиона евреев» — она на уровне антисемитской.
У меня есть проблема с героизацией в Украине людей, которые были преступниками по отношению и к евреям, а часть из них позже — и к полякам. Это для меня, и, я думаю, не только для меня неприемлемо. Не только в Украине, кстати. И к этому надо отнестись серьезно, нельзя от этого уходить. Но огульное обвинение президента России — я знаю, как это определить. «Жидо-большевики во всем виноваты» были раньше, а на сей раз это «жидо-украинцы во всем виноваты».
В этой системе участвовало очень много местных жителей, сотрудничавших с немцами. Соотношение было один к восьми, примерно. Разных национальностей. И когда из пропагандистских побуждений дается именно эта цифра, президентом России, это — деформация истории.
Нателла Болтянская, «Детали».
https://detaly.co.il/invalidy-pyatogo-p … -v-rossii/