http://zn.ua/POLITICS/trubu__rossii__tr … 93496.html
Проект межгосударственного украинско-российского «газового» соглашения, о котором многие говорят, но который видели считанные люди, в действительности, как мы можем оценить, ознакомившись с ним, является продуктом работы неформальной, однако наделенной полномочиями экспертной группы, в последние месяцы неутомимо курсировавшей между Киевом и Москвой. Как стало известно ZN.UA, проект этого документа в ситуации абсолютной секретности, без фамилий и имен, передан на рассмотрение и утверждение руководству России и Украины.
Впрочем, беспрецедентная засекреченность как этого документа, так и «газовых» переговоров не означает, что содержание проекта межгосударственного «газового» соглашения должно оставаться неизвестным вплоть до момента его подписания. Поэтому ZN.UA ознакомит своих читателей с основными моментами проекта по состоянию на 4 декабря.
По информации ZN.UA, в понедельник, 5 декабря, состоялся двухчасовой разговор президента Украины Виктора Януковича с премьером Николаем Азаровым, после которого Николай Янович вернулся в Кабмин чрезвычайно раздраженным и взвинченным: премьер Украины не хочет брать на себя ответственность за «сдачу» украинской газотранспортной системы (ГТС). Изменит ли свое отношение к проекту «газового» соглашения Николай Азаров? Сможет ли Виктор Янукович внести изменения в предложенный план «сдачи» украинской ГТС? На эти неотложные вопросы ответ получим в ближайшее время.
Так или иначе, но в среду, 7 декабря, на заседании Кабинета министров премьер Н.Азаров дал распоряжение готовить «наиболее жесткий вариант» государственного бюджета-2012. С ценой импортированного газа не менее 400 долл. за 1000 кубометров. И вносить такой документ на рассмотрение Верховной Рады… Это может означать, что на украинско-российском газовом фронте, где анонсировалось близкое «мировое соглашение», возникли некоторые осложнения.
Теперь — непосредственно о содержании проекта документа. На базе украинской газотранспортной системы планируется создать два совместных с «Газпромом» предприятия в пропорции 50 на 50.
Первое совместное (газотранспортное) предприятие должно включать непосредственно магистральные (транзитные) газопроводы и подземные хранилища газа (ПХГ) Украины. По информации, полученной ZN.UA, украинская часть переговорной группы была против включения на этом этапе украинских ПХГ в состав газотранзитного СП. Таким образом, очевидно, пытались оставить эти хранилища хотя бы как соломинку (если уже не козырь) на будущее. Концепция изменилась?..
Идем дальше. Указанным документом предполагается, что на втором этапе — уже после начала работы газотранзитного СП — в состав его акционеров войдут и европейские энергетические компании. Можно не сомневаться, что в их числе будут исключительно дружеские «Газпрому» компании из Германии, Франции, Австрии или Италии. Поэтому запланированное «на потом» распределение процентов между учредителями газотранзитного СП (33% — «Газпрому», 33% — еврокомпаниям и 34% — «Нафтогазу») в действительности будет означать 66% — «Газпрому» и только 34% — «Нафтогазу». Следовательно, получается, что у «Газпрома» неформально будет полный контроль над газотранзитным СП.
Первое СП также будет наделено исключительным, монопольным правом осуществлять транзит газа по территории Украины в Европу. Закрепление этого исключительного права за газотранзитным СП четко прописано в проекте газового соглашения и, соответственно, делает невозможным участие в транзите импортного газа какой-либо другой, третьей, стороны (или компании). За исключением… «дочек» самого газотранзитного СП, учреждение которых предусмотрительно запланировано проектантами настоящего соглашения. Ну а какие владельцы офшоров будут стоять за рождением таких «дочек», догадайтесь сами…
К газотранспортному СП переходят также функции диспетчерского управления магистральными газопроводами и ПХГ Украины.
Кстати, в проекте документа четко не сказано, где именно должны быть зарегистрированы первое и второе СП. Но не исключается, что «родиной» украинско-российского газотранзитного СП могут выбрать другую, кроме Украины и РФ, страну. Для чего? Об этом — чуть позже.
Второе СП (назовем его газораспределительным) планируется создать с «Газпромом» на базе внутренних газораспределительных сетей Украины, которые на сегодняшний день арендованы облгазами, но на самом деле, как и НАК «Нафтогаз Украины», принадлежат правительству Украины. Это будет означать, что газораспределительное СП (создаваемое, напомним, 50 на 50) будет иметь в своих руках «ключи» от каждой квартиры, каждого предприятия, «где деньги лежат», потому что именно оно будет снабжать газом конечного потребителя, то есть каждого из нас. Последствия работы подобной схемы — такого «РосУкрЭнерго» — экономика Украины уже ощутила на себе…
Отметим, что при расстановке сил в газораспределительном СП (50 на 50) теоретически важно: 1) чей будет менеджмент; 2) как скоро его купят те, чьим он формально не будет?
Можно предположить, что проблем с нынешними собственниками украинских облгазов (арендаторов, а не собственников газораспределительных сетей) будет немного. Тем более что еще два года назад «матрешка» российских и украинских лидеров — Дмитрий Фирташ — публично заявил, что он контролирует подавляющее большинство украинских облгазов. Вряд ли на сегодняшний день ситуация изменилась не в его пользу. Да и договариваться с «Газпромом» ему вполне по силам.
Второе, газораспределительное СП, по замыслу авторов этой сногсшибательной идеи, будет распределять потребителям весь газ (около 20 млрд. кубометров ежегодно), добываемый сейчас государственными предприятиями — подразделениями «Нафтогаза Украины»: ДК «Укргаздобыча», ГАК «Черноморнефтегаз», ПАО «Укрнафта» (в последнем, правда, придется договариваться c господином Коломойским, который через группу «Приват» контролирует «Укрнафту», но это уже детали и вряд ли существенные на фоне такой «раздачи»).
Между тем речь идет не только о традиционном природном газе, но и о будущей добыче так называемого сланцевого газа совместными предприятиями, государственная доля в которых превышает 51% уставного фонда.
Из вышеописанного логически вытекает, что в случае реализации этих газоэкспансионных намерений министру энергетики и угольной промышленности Украины Юрию Бойко уже не нужно будет подавать в Кабмин проект реорганизации НАК «Нафтогаз Украины» о разделении его по видам деятельности (добыча, транзит, распределение газа). Эта государственная компания, 100% акций которой принадлежит правительству Украины, при таких эспэшных обстоятельствах будет автоматически реорганизована — под монопольные потребности «Газпрома» и его явных и неявных, но реальных патронов.