Как и в случае любого иного системного знания исключительное право на бесспорность философского суждения приписывают себе профессионалы, дипломированные философы. Или иначе: философия – это наука философов и для философов. Все остальные люди могут лишь использовать их выводы и рекомендации.

Однако не все остальные люди, или, относительно философов, обыватели согласны безропотно выполнять роль подопытных кроликов. Оказалось, что потребность в осмыслении бытия присуща многим не-философам.  Некоторые из них в таком осмыслении получают нетривиальные выводы, существенно отличные от профессиональных. Одним из таких парафилософов оказался и автор данной заметки.

Оглядываясь на начало своего философского пути, я вижу два решающих фактора, позволивших мне создать свою философскую концепцию. Первый – это СОМНЕНИЕ в высоком качестве решений, предлагаемых профессионалами; второй – это поиск самогО лучшего решения.

Возможность того, что любитель может найти решение лучшее, чем профессионал, определяется иерархичностью научного знания, в основе которого лежит крайне небольшое число базовых определений и аксиом, при выборе которых имеющееся побочное образование не дает никаких преимуществ. И если аксиомы двух мыслителей существенно различны, то можно с большой уверенностью предположить, что и созданные на их базе две научные концепции будут существенно различными. Пример: геометрия Лобачевского...

А теперь вернемся к философии.

Свидетельством того, что философия – это наука не отвлеченная и абстрактная, а самая что ни на есть прагматическая и конкретная, являются хотя бы такие ее проблемы, как цель и смысл жизни, свобода и необходимость, равноправие и справедливость, алгоритм установления истины. Владение философией нужно каждому, кто относится к своей жизни ответственно. После того, как Сократ поддел меня своим афоризмом «Люди живут для того, чтобы есть; я же ем для того, чтобы жить», вернуться в свое незнание афоризма я уже не мог: я должен был добротно понять, что значит ЖИТЬ по-сократовски?..

О поступлении на философский факультет я мечтать не мог из-за своих более чем посредственных знаний и литературы, и истории. Лишь сложным обводным путем – через инженерное дело и точные науки – я умудрился прицепиться хотя бы к родственной науке – политэкономии (с получением диплома), а различные периферийные философские дисциплины (социологию личности, психологию, социологию науки, гносеологию) осваивал самостоятельно, работая научно-техническим сотрудником в Институте философии АН СССР. Поэтому я не считаю себя философом и не буду возражать, если мою концепцию не будут считать не только философской, но даже научной. С меня довольно того, что она отвечает мне на любые мои вопросы, и не исключено, что она может оказаться полезной также и еще кому-то.

***
Первая философская проблема, заинтересовавшая меня лет в двадцать пять, была такова: какие вещи, субстанции, категории являются самыми базовыми и важными? И одновременно с этим и задача: как расположить ВСЕ вещи в мире в единое иерархическое ДРЕВО вещей (типа картотеки в большой библиотеке)?

Так вот, в своей философии в центр всего сущего я поставил САМУЮ значимую для каждого человека вещь – ЦЕЛЬ (кстати, всегда порождаемую Духом, который и есть «начало начал»!) в единстве со СРЕДСТВАМИ. Вопрос о первичности Духа и материи теряет свой смысл: ВСЕМ (значимым для человека!) заправляет и управляет цель! И к этому мнению легко склонить практически каждого, ибо каждый активно хочет реализовать свои цели.

А ВСЕ остальные значимые для человека вещи (за исключением цели) попадают в множество средств. Таким образом, в множество «цель–средство» не попадают лишь вещи абсолютно не нужные никому и ни в каком, даже познавательном, отношении (много ли вы знаете таких вещей?).

Кстати, древо средств совпадает с древом всех частных целей. На вершине древа находится сверхцель, на концах ветвей – частные средства. Имея в своем распоряжении грамотно построенное древо целей, мы тем самым знаем весь алгоритм реализации КАЖДОЙ цели. Ну а теперь судите, нужна ли вам моя философия, или как там ее?..

В заключение хотел бы отметить, что моя философия по существу совпадает с кибернетикой, если под ней понимать науку о постановке и реализации целей. Но, повторяю, дело не в названиях, а в прагматической пользе моей системы.