Путин — он и в Африке Путин
15-16 сентября в столице Зимбабве Хараре побывали два гостя из Москвы: сначала министр промышленности и торговли Денис Мансуров, затем министр иностранных дел Сергей Лавров. Мансуров договаривался об освоении месторождения металлов платиновой группы «Дарвендейл» российским консорциумом, в который входят Внешэкономбанк и российская группа компаний «Ви Холдинг». Поскольку Внешэкономбанк еще в июле попал под секторальные санкции ЕС, США, Канады и Японии, то финансировать этот проект ему будет, очевидно, непросто. Но не финансировать нельзя — иначе зачем зимбабвийскому президенту Роберту Мугабе такая дружба.
«Мы помним, как Советский Союз помогал нашему народу в годы борьбы», — сказал Мугабе в начале встречи с Лавровым, словно намекая на необходимость вернуться к советской практике финансирования режимов «социалистической ориентации». Намек, по-видимому, был воспринят: по итогам встречи зимбабвийский президент заявил, что она «позволила возобновить исторические отношения, укрепить их и продолжить новую эру».
90-летний Мугабе правит страной уже 35-й год подряд, по окончании его земного существования Зимбабве, скорее всего, ждут бурные времена. Но Мугабе — это едва ли не единственное, что есть у Путина в Африке. Зимбабве было в числе 11 стран, проголосовавших против резолюции ООН о поддержке территориальной целостности Украины и признании незаконным крымского «референдума» (из этих 11 стран только две африканские — Зимбабве и Судан). Так Мугабе «отомстил» западным странам, которые ввели санкции против зимбабвийских чиновников и компаний еще в 2002 г.
Сам Мугабе оказался одним из немногих лидеров, не получивших приглашение на саммит США-Африка, который прошел в Вашингтоне 4-6 августа нынешнего года. Поучаствовать во встрече с Бараком Обамой прибыли делегации из 50 африканских государств. Обама пообещал инвестиции и экономическую помощь на $33 млрд. Эта сумма будет складываться из обязательств правительства США и инвестиций американских фирм, таких как Blackstone Energy, Coca-Cola, General Electric и Marriott Hotels. В частности, правительство США выделяет $7 млрд на финансирование американского экспорта, а компании объявили о новых сделках в таких отраслях, как энергетика возобновляемых ресурсов, авиация, банки и строительство, на сумму свыше $14 млрд. Кроме того, еще $12 млрд правительство США выделило в рамках поддержанной Всемирным банком инициативы по развитию африканской энергетической отрасли.
Начиная с 2000 г. уже по четыре аналогичных саммита провели Китай и Евросоюз. Четвертый саммит КНР-Африка состоялся в ноябре 2009 г. в египетском Шарм-эль-Шейхе, а четвертый саммит ЕС-Африка прошел 2-3 апреля нынешнего года в Брюсселе. ЕС сейчас особенно заинтересован в африканских энергоносителях как альтернативе российским нефти и газу. Eurostat приводит данные за 2012 г. (более свежих еще нет), согласно которым доля Алжира в обеспечении Евросоюза природным газом (из суммарного объема импорта и газа собственной добычи в странах ЕС) составила 9,1%, Ливии — 1,3%, Египта — 0,4% плюс еще 2,4% дала Нигерия. Африканским газом пользуются главным образом средиземноморские члены ЕС и их соседи: в Португалии его доля 90%, в Испании — 59,3%, в Италии — 37,4%, в Греции — 21,8%, во Франции — 18,2%, в Словении — 16%. Есть и возможности для наращивания добычи газа в Африке. Кстати, в Алжире разведан сланцевый газ, добычей которого не прочь заняться американцы.
У России нет для африканских стран предложений, сравнимых по своим масштабам с инвестициями, которые обещают и уже дают китайцы, европейцы, американцы. Правда, после саммита США-Африка спецпредставитель Путина по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов заявил, что и Россия способна устроить аналогичный саммит. «Мы более или менее успешно возвращаемся в Африку, и наши отношения со странами континента созрели для подобного мероприятия в Москве, — уверял Маргелов. — Мы в Африке в отличие от США во внутренние дела не вмешиваемся, демократии никого не учим, а поэтому примем африканских лидеров всех без исключения». Но сомнительно, чтобы эта идея вызвала энтузиазм у африканцев. Кроме Мугабе, подружиться с Путиным против Запада может разве что президент Судана Омар аль-Башир. Он тоже не был приглашен Обамой на саммит в Вашингтоне. В июле 2010 г. Международный уголовный суд выдал ордер на арест аль-Башира, обвинив его в организации и проведении геноцида трех этнических групп Дарфура — региона на западе Судана.
Почему российско-украинская война не выльется в третью мировую