Пожалуй, вторым по значимости событием в стране, судя по вниманию СМИ, стали гастроли Макаревича по территориям Донбасса, освобожденным от боевиков. Итоговая программа канала «Россия – 1» от 17.08.2014, которая в отсутствие Киселева называется «Большие вести», посвятила этому событию весьма заметный блок, который назывался «Как правильно прогибаться под изменчивый мир?». Естественно, самого Макаревича в эфир не пригласили, да это и не надо было, поскольку за него все сказал Никита Михалков. Он для наглядности обратился к аналогии: «Можно ли представить, что Шульженко приехала петь в оккупированный Минск?», — вопросил Михалков, видимо полагая, что для всего просвещенного человечества очевидно тождество между оккупацией гитлеровской Германией части территории СССР и освобождением украинской армией части территории Украины, захваченной пророссийскими боевиками.
Аналогии, видимо, дело заразное, поскольку, находясь под глубоким впечатлением от аналогии Никиты Сергеевича Михалкова, я не мог отделаться от эпизода более чем полувековой давности. Тогда после присуждения Нобелевской премии похожей травле был подвергнут Пастернак. И основания были схожие: Пастернак опубликовал свой роман в Италии, затем в Голландии, Великобритании и даже в США, то есть не там, где надо, а Макаревич спел жителям освобожденного Донбасса, то есть тоже, не тем, кому надо. Так вот, тогда в 1958 году одним из лидеров травли Пастернака был папа Никиты Сергеевича, Сергей Сергеевич Михалков, который опубликовал в «Комсомольской правде» дивную эпиграмму под названием «Нобелевское блюдо»:
Антисоветскую заморскую отраву
Варил на кухне наш открытый враг.
По новому рецепту как приправу
Был поварам предложен пастернак.
Весь наш народ плюет на это блюдо:
Уже по запаху мы знаем, что откуда!
Не правда ли, остроумно? А рифма какая, особенно эта: «враг — пастернак». Семейная традиция, однако. Прошло 56 лет, сменилось три поколения, а машина времени все отбрасывает в прошлое.
Как и много десятилетий назад, в увлекательный процесс единодушной травли включились многие деятели культуры. Впереди, естественно, постоянные авторы «Известий» писатели Лимонов и Проханов. Лимонов свою колонку в «Известиях» под названием «Почему Макаревича необходимо наказать» начал с пояснений, почему он вообще изначально не любит Макаревича. Оказывается, «седой чел не имеет право дренькать на гитарке». Не уверен, что с автором «Известий» согласятся сотни миллионов поклонников таких культовых фигур в мировой музыке, как 89-летний Би Би Кинг, 73-летний Боб Дилан или 67-летний виртуоз — гитарист Карлос Сантана. Слава богу, что лишь очень немногие из этих ценителей музыки читают «Известия» и знают, кто такой Лимонов.
Далее Лимонов выдвигает гипотезу, как Макаревич «дожил до жизни такой». Оказывается, причиной всему — возраст и связанное с ним, с возрастом, помутнение сознания. Отметим в скобках, что это пишет 71-летний Лимонов о 60-летнем Макаревиче. Но наказание свое Макаревич заслужил не за возраст и даже не за то, что он, имея седину, «дренькает на гитарке». Оказывается, «Макаревич оскорбил нас всех. Оскорбил тем, что нарушил наше единодушное осуждение преступного киевского режима. Макаревича необходимо наказать. Необходимо продемонстрировать Украине и миру, что он изгой, заблудшая овца».
Проханов ту же идею, что и Лимонов, идею об ответственности Макаревича, высказывает намного более поэтично и, я бы сказал, пронзительно. В колонке «Певцы и подлецы» он в деталях повествует, как, оказывается, музыка Макаревича вдохновляла украинских военных на то, чтобы они «из тяжелых гаубиц долбили дома, школы и госпитали Донецка, разрывали на части донецких девочек». Короче, «кровь русских людей — на пальцах Макаревича. Никакой кислотой не смыть эту кровь».
Депутаты Госдумы, с которыми беседовали «Известия», не столь поэтичны, но гораздо более конкретны в части ответственности. Например, «единоросс» Евгений Федоров объяснил, что Макаревич за свое сотрудничество с фашистами должен быть лишен государственных наград, а депутат Дмитрий Литвинцев предложил выслать музыканта на Украину. Мотивы поступка Макаревича стали известны депутату Деньгину, который не утаил их от «Известий». Оказывается, «там ему (Макаревичу) специально посулили большую сумму, чтобы он выступил».
1958-й год — Пастернак. 1972-й год — Бродский. 2014-й — Макаревич. Что-то у нас с машиной времени не то, все буксует, ездит по кругу…
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=25839