Дискуссионный клуб ЭМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Песня Жаворонков. Альбомы и дневники. » Моя жизнь в четырёх странах мира


Моя жизнь в четырёх странах мира

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Моя жизнь в четырёх странах мира: СССР, Польша, Фрация, USA

http://pages.csam.montclair.edu/~kowals … rsion.html

Как найти читателей?

kowalskiL@mail.montclair.edu

Рецензия книги «Дневник бывшего коммуниста»

Надежда Мушкетова (Май, 2014)

Книга Людвика Ковальского «Дневник бывшего коммуниста» – простой и бесхитростный рассказ о жизни человека, пришедшейся на непростые времена. Хотя, если вдуматься, «простых» времён не бывает.

Сам автор предлагает её прочитать как историю человека, из убежденного сталиниста ставшего столь же убежденным антисталинистом. Это абсолютно непридуманная история, потому что те события, что выпали на долю Ковальского, начиная с самого детства, дадут фору любой писательской выдумке, между тем как они не нуждаются в приукрашивании.

По сути, это просто опубликованные дневниковые записи, по которым можно проследить, как год за годом сама жизнь показывала, насколько несправедлива и античеловечна тоталитарная система, и не так уж важно, разделяет ли она людей по национальному признаку или по признаку социального происхождения.

Ковальский посвятил книгу своей жене Линде и родственникам, пожелав им никогда не жить при диктатуре пролетариата. И тут, наверное, и кроется одна небольшая ошибка автора: не приведи Бог никому жить при любой диктатуре! И уже без разницы, будет ли эту диктатуру осуществлять пролетариат, истинные арийцы или подлинные демократы.

В книге приводятся слова Ю. Пятакова о том, что если партия пожелает, долг каждого истинного коммуниста состоит в том, чтобы в 24 часа силой воли забыть всё то, во что он верил ранее.  Это апофеоз тоталитаризма, его гимн и девиз, тем более значимый, что сам Пятаков был объявлен врагом народа и расстрелян. Вспоминал ли он перед смертью свои слова о долге коммуниста?

Но может быть, не менее страшно другое, повседневное… Даже не эта откровенная война Сталина с бывшими единомышленниками,  о которой Ковальский упоминает вскользь – ведь он не был в верхах власти. Он просто рассказывает о детстве и юности, когда ему не помешал обожать Сталина даже арест отца, польского коммуниста, приехавшего в СССР в уверенности, что там строится самое счастливое человеческое общество.

В 1946 году Людвик Ковальский репатриировался в Польшу и стал военным. И вот такой рядовой эпизод: однажды он позволил себе показаться в общественном месте недостаточно аккуратно одетым по форме. Политработник «обвинил меня в недостойном поведении в общественном месте. Я не помню подробностей, кроме одной. Он сказал что-то вроде этого: «Представь себе, что какой-нибудь иностранный журналист сфотографировал бы тебя в таком эксцентричном виде и опубликовал это в какой-то капиталистической стране. Что бы говорили про польских офицеров?» Мои попытки оправдаться были безуспешны. Меня решили исключить из партии. Окончательное решение должен был принять Варшавский политехнический институт. К счастью, большинство моих сотрудников проголосовали против исключения. Но некоторые считали, что я совершил серьезный проступок. Не трудно представить себе, как бы исключение из партии повлияло на меня и мои планы. Мне очень повезло».

Можете себе представить, какой «страшный» проступок совершил Ковальский, и как бы сильно это отозвалось на международных интересах социалистической Польши, если бы фото было сделано и если бы оно было опубликовано… Как много тут сослагательного наклонения! Но если продолжить рассуждать в том же наклонении, а если бы Ковальского исключили тогда из партии, разве мог бы он рассчитывать потом заниматься физикой, стажироваться и работать вместе с Жолио-Кюри во Франции?

Представьте себя живущими в обществе, где ваш жизненный успех (карьера, работа, а иногда и сама жизнь) зависят от вашего пребывания в руководящей партии… И представьте, какие «серьезные» проступки могут привести в исключению из партии, что означает и исключение из успешной жизни…

Книга Ковальского это не просто история о разочаровании в убеждениях юности. Это история человека, который становился человеком. Это история, которая происходит с каждым из нас, но автор книги «Дневник бывшего коммуниста»  даёт нам возможность посмотреть на этот процесс со стороны.

Сегодня это имеет для нас особенное значение. Вовремя призадуматься над тем, что такое тоталитаризм, как умеют политики заставить людей плясать под свою дудку, пребывая в убеждении, что всё это они делают по собственной воле. Потому вполне вероятно, что история сталинских репрессий не научила нас видеть и вовремя вырывать в своей душе  ростки тоталитаризма. Однако есть ещё книга Людвика Ковальского, которая может нам помочь.

Отредактировано kowalskil (29-05-2014 17:20:02)

2

#p375154,kowalskil написал(а):

Моя жизнь в четырёх странах мира: СССР, Польша, Фрация, USA
            --
            Как найти читателей?

очень просто
на каком языке пишите , тот к вам и потянется
у вас читателей может быть целых четыре страны
главное , на каком языке вам больше думается и пишется


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Песня Жаворонков. Альбомы и дневники. » Моя жизнь в четырёх странах мира