http://www.echo.msk.ru/blog/afrad/1163734-echo/
В 1970 году в популярном тогда «семейном» журнале «Наука и техника» была напечатана интересная статья о разводах в Латвии. Как известно, отношение к личной жизни и браку в прибалтийских республиках отличалось от остального СССР. И было, скажем так, более раскрепощенным. Из статьи следует, что в середине 1960-х годов в Латвии было 4,3 развода на 1000 человек. В конце 60-х в республике уже на 100 браков было 40 разводов, а в Риге – 50. Что же такое случилось за столь короткий срок? Оказывается, в 1965 году вышел закон, облегчающий процедуру расторжения брака, что и привело к разводному буму уже в 1968 году. Прошло еще какое-то время, и количество разводов стабилизировалось. За короткий срок люди выплеснули то, что накопилось за многие годы: недовольство собой, друг другом и семьей. Обратите внимание, какая лавина людей не захотела поддерживать друг с другом отношения после снятия искусственных барьеров. Так надо ли так ограничивать волеизлияния других людей?
Из этой же статьи следует, что массовые разводы повлияли на рождаемость. Это и понятно, ведь люди могут идти к разводу годами. Они не рожают детей, потому что не уверены в завтрашнем дне, мужчины не хотят детей от нелюбимых женщин, а женщины боятся остаться с ребенком одни (тут играет роль и экономический фактор).
Обратимся к нынешней ситуации. Сегодня премьер-министр готов обсуждать с обществом предложение об увеличении госпошлины за развод до 30 тысяч рублей. Напомним, что в настоящее время, согласно статье 333.26 Налогового кодекса РФ, госпошлина за расторжение брака составляет 400 рублей.
Опыт прошлого показывает, что теоретически усложнение процедуры разводов сокращает число расторгаемых браков. А значит, опять же теоретически - это может привести к рождению большего количества детей. И вроде бы такой шаг надо приветствовать, однако, есть здесь и другие нюансы.
Согласно данным последней переписи населения, инициатором разводов сегодня чаще всего является женщина (65% в России, 80% - в Москве). В Москве этому явлению еще и способствует финансовая независимость и обеспеченность женщины. Став экономически независимой, женщина уже перестает терпеть то, что раньше перенесла бы просто от нужды. Например, измену, которая, однако, уже уходит сегодня на второй план в главных причинах развода. На первый план выходит - необдуманное решение выйти замуж (жениться). Вот оно пресловутое русское «не люблю». Став экономически независимой женщина позволяет себе больше вольностей в этом вопросе.
Говоря же о рождаемости, хочется напомнить, что каждый третий ребенок в России рождается вне брака.
И будет ли материальная выплата в 30 тысяч рублей удерживать узами брака мужчину или женщину, если они уже встретили другого человека и решили связать с ним жизнь окончательно? Скорее всего, нет. Будет ли это сумма бить ощутимо по карману жителя страны, решившего разводиться? Конечно, будет. Особенно, жителей некоторых регионов. Для них она будет просто неподъемна. Люди будут брать кредиты, вязнуть в долговой кабале. И чаще это будут делать женщины, потому что они – инициаторы разводов в большинстве случаев.
Надо ли увеличивать госпошлину? Вопрос очень сложный. Думается, решать такие вещи надо очень осторожно, с массой оговорок и с учетом непредвиденных случаев.
Разводится полезно?
Это ведет к увеличению рождаемости!