Москва. 20 сентября. FINMARKET.RU - Реальными выгодополучателями сокращения бюджетных расходов станут армия, крупные инфраструктурные проекты и чиновники, следует из материалов Минфина о проекте бюджета на 2014 год, с которыми удалось ознакомиться "Финмаркету".
Помогли оборонке
• Реальные оборонные расходы в 2014 году вырастут на 391 млрд руб. или на 18,6% по сравнению с нынешним годом – до почти 2,5 триллионов руб. В 2015 году оборонщики получат еще прибавку почти в 540 млрд руб.; в 2016 году - еще 350 млрд руб.
• За три года доля оборонных расходов в федеральном бюджете вырастет с 15,7% в 2013 до 20,6% - в 2016 году.
• Расходы на национальную безопасность в абсолютном измерении на 2014 год запланированы в размере на 5 млрд руб. большем, чем в нынешнем году. В 2015 году они вырастут еще на 40 млрд руб. и дальше стабилизируются на этом уровне.
• В сумме с оборонными расходами силовикам достанется почти треть федерального бюджета.
Не забыли про мега-стройки и госаппарат
• Вторую по размеру прибавку в следующем году получит "Национальная экономика" - 391 млрд руб., на 14,4% больше, чем было выделено в 2013 году. И это без учета тех 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (450 млрд руб. на три года), на которые обещано купить инфраструктурные облигации.
• Третья в абсолютных цифрах прибавка достанется "Общегосударственным вопросам". Расходы по этой статье увеличатся в 2014 году на 109 млрд руб. или 11,9% в сравнении с текущим годом.
• Самую большую прибавку в 2014 году получит "физкультура и спорт". Расходы по этой статье в следующем году в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года будут более чем на четверть больше, чем в этом году, и в целом составят 79 млрд руб.
Сэкономили на образовании
• Сэкономить в следующем году Минфин хочет на образовании. Расходы по этой статье предлагается уменьшить на 88 млрд руб. или 13%. В дальнейшем их доля в общих бюджетных расходах и в ВВП будет только снижаться: с 5,4% до 3,9% от бюджета и с 1% до 0,7% ВВП.
• Второй по масштабам секвестр ожидает статью "Социальная политика" куда зашиты, в частности, трансферты Пенсионному фонду. Эта статья может быть урезана на 82 млрд руб. или на 2% по сравнению с этим годом. В 2015-2016 году относительно всех расходов бюджета и ВВП она тоже будет сжиматься.
• 9% своих нынешних средств или 44 млрд руб. потеряет здравоохранение. Еще один секвестр ждет отрасль в 2015 году. В итоге к 2016 году доля расходов на здравоохранение в бюджете снизится с нынешних 3,8% до 2,6%.
• Большие потери ждут сектор ЖКХ: затраты федерального бюджета по этой статье предлагается срезать сразу почти на четверть или на 37 млрд руб. К 2016 году расходы на ЖКХ сократятся еще вдвое.
Открытый и закрытый бюджет
• В официально публикуемом в открытом доступе законе "О федеральном бюджете" разбивка расходов по ведомствам и целевым статьям производится не в полном объеме. В 2013 году эта разница составляет 1,9 трлн руб, собственно, это и есть закрытая часть бюджета. Распределение этих расходов по ведомствам и целевым назначениям производится в секретных и совершенно секретных приложениях.
• На самом деле расходы по статье "Национальная оборона" составляют в 2013 году не 1,0 трлн руб., как обозначено в законе о бюджете на 2013-2015 годы, а 2,1трлн руб. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность федеральным бюджетом выделено не 1,5 трлн руб., а 2,05 трлн руб.
• Средства из закрытой части бюджета есть практически во всех статьях бюджетных расходов, включая ЖКХ, здравоохранение, образование и СМИ. Значимую долю, кроме обороны и нацбезопасности, секретные траты составляют в статье "Общегосударственные расходы": по ней в этом году будет израсходовано 920 млрд, а не 834 млрд руб., как указано в открытой части закона о федеральном бюджете.