http://www.diletant.ru/articles/19222064/
15 июня 1970 года газета «Вечерний Ленинград» в разделе «хроника» опубликовала лаконичное сообщение: «В аэропорту „Смольное“ задержана группа преступников, пытавшихся захватить рейсовый самолет. Ведется следствие». На следующее утро эта же информация появилась в областной партийной газете «Ленинградская правда».
Судебная коллегия приговорила:
ДЫМШИЦА Марка Юльевича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями (…). Окончательной мерой наказания считать смертную казнь с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.
КУЗНЕЦОВА Эдуарда Самуиловича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями (…) Считать окончательной меру наказания — смертную казнь без конфискации имущества за отсутствием такового.
Менделевича Иосифа Мозусовича, Залмансон Сильву Иосифовну, Залмансона Израиля Иосифовича, Альтмана Анатолия Адольфовича, Хноха Лейба Гиршевича — признать виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями (…) каждого.
МЕНДЕЛЕВИЧУ И. М. (…) окончательную меру наказания считать — лишение свободы сроком на 15 лет без конфискации имущества за отсутствием такового.
ЗАЛМАНСОН С. И. (…) окончательную меру наказания считать — лишение свободы сроком на 10 лет без конфискации имущества за отсутствием такового.
ЗАЛМАНСОНУ И. И. (…) окончательную меру наказания считать — лишение свободы сроком на 8 лет без конфискации имущества за отсутствием такового.
АЛЬТМАНУ А.А (…) окончательную меру наказания считать — лишение свободы сроком на 12 лет без конфискации имущества за отсутствием такового;
ХНОХУ Л. Г. (…) окончательную меру наказания считать — лишение свободы сроком на 13 лет без конфискации имущества за отсутствием такового.
Признать виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями (…) Федорова Юрия Павловича, Мурженко Алексея Григорьевича, Пэнсона Бориса Соломоновича и определить им меру наказания:
ФЕДОРОВУ Ю. П. — лишение свободы сроком на 15 лет без конфискации имущества за отсутствием такового,
МУРЖЕНКО А. Г. — лишение свободы сроком на 14 лет без конфискации имущества за отсутствием такового,
ПЭНСОНУ Б. С. — лишение свободы сроком на 10 лет с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.
БОДНЮ Менделя Абрамовича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями (…) и считать окончательной мерой наказания ему 4 года лишения свободы без конфискации имущества за отсутствием такового.
Кузнецова, Федорова и Мурженко признать особо опасными рецидивистами.
Наказание отбывать: Федорову и Мурженко — в исправительно-трудовой колонии с особым режимом; Менделевичу, Залмансон С., Залмансону И., Альтману, Хноху и Пэнсону — в колонии строгого режима; Бодне — в колонии усиленного режима.
Ленинград, 24 декабря 1970 года
Кассационные жалобы
29 декабря 1970 года, на пятый день после оглашения приговора Ленинградского городского суда (беспрецедентный случай в советской юридической практике!) коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приступила к рассмотрению кассационных жалоб осужденных и их адвокатов. Высшая судебная инстанция пришла к заключению, что «члены преступной группы» правильно признаны виновными в том, что они «в силу своих антисоветских убеждений, умышленно действуя в ущерб советскому государству и независимости СССР, вступили в преступный сговор и приняли решение изменить Родине путем бегства за границу». Приговор Ленгорсуда был признан «законным и обоснованным», а просьбы осужденных и адвокатов о переквалификации преступных деяний отклонены как «необоснованные и не подлежащие удовлетворению».
Вместе с тем, Верховный суд счел возможным не применять смертную казнь к Дымшицу и Кузнецову, так как «их преступная деятельность была пресечена в стадии покушения». Коллегия также постановила удовлетворить просьбу о смягчении наказания трем осужденным — «с учетом их роли в совершенном преступлении». Окончательный вердикт был таков: Дымшицу и Кузнецову — по 15 лет лишения свободы, Менделевичу, Хноху и Альтману — по 10 лет каждому (вместо 15, 13 и 12 лет соответственно). В отношении остальных приговор был оставлен без изменений.
Борцы за свободу или террористы?