Строительство львовского стадиона обошлось в 2,9 миллиарда гривен (280 млн. долларов), средства исходили преимущественно государственных источников. Во время чемпионата на стадионе было разыграно три матча группового этапа, потом состоялось еще восемь игр (в основном клубных), сейчас же дальнейшая судьба объекта оказалась под вопросом. На арене могла бы играть местная команда «Карпаты», которая, как и «Шахтер», выступает в высшей лиге чемпионата, однако владелец клуба не смог договориться с городом и решил, что обслуживание нового стадиона обходится слишком дорого, а заодно он не приносит команде удачи. Выступления на собственном стадионе «Карпатам», впрочем, тоже не помогли: в прошлом сезоне клуб из 30 матчей проиграл 17 и свел вничью шесть, заняв в турнирной таблице последнее место перед зоной вылета. Вдобавок после последнего тура чемпионата команда решила продать 19 футболистов, в том числе игравшего до недавнего времени в познаньском клубе Lech Семира Штилича (Semir Štilić).
В прошлом сезоне на «Арене Львов» во время ремонта своего стадиона играл ужгородский клуб «Говерла». На его встречу с «Шахтером» пришло чуть больше пяти тысяч человек, то есть 30 тысяч желто-синих кресел остались пустыми. Управляющий объекта пытается латать бюджет, устраивая конференции и свадьбы, но дело идет туго: чтобы покрыть зарплату персоналу ресторана, уборку объекта, счета за электричества, денег не хватает. До конца года средства на содержание стадиона будет выделять министерство образования, которое одновременно отвечает за спортивную сферу. Что будет дальше? Во Львове всерьез думают о том, не разобрать ли стадион на стройматериалы.
Если строить, то с размахом
Это была не единственная неудачная украинская инвестиция к ЧЕ-2012. «В ходе подготовки к чемпионату на первом месте стоял не спорт и даже не политика, а бюджетные деньги, которые потекли рекой в строительные фирмы. Все было завязано на их интересах», — полагает сотрудник Украинского Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Юрий Якименко. Деньги тратились легко, чаще всего заработать давали компаниям, связанным с правящей Партией Регионов, так что строительство велось с размахом. На подготовку 16 матчей украинские налогоплательщики потратили 61 миллиард гривен — седьмую часть годового бюджета страны. Спустя год после чемпионата его последствиями занялась украинская Счетная палата и прокуратура, которые без особой спешки изучают коррупционные схемы, а также журналисты, пытающиеся найти виновных в растрате бюджетных средств.
Символом такой щедрости стала вертолетная площадка в Каневе неподалеку от могилы Тараса Шевченко. Люди Виктора Януковича объясняли, что во время чемпионата поклониться великому национальному поэту приедут состоятельные украинцы из-за границы — настолько богатые, чтобы перемещаться по стране на вертолете. Предполагалось, что после чемпионата визиты в Канево станут неотъемлемым элементом визитов иностранных высокопоставленных лиц, которые смогу прилететь сюда из Киева, чтобы почтить память литератора (по аналогии с тем, как в Баку делегации в обязательном порядке посещают мавзолей Гейдара Алиева — отца азербайджанской независимости). Вертолетная площадка под Канево обошлась в 87 миллионов гривен (11 млн. долларов) и за первый год своей работы приняла всего несколько рейсов. Вдобавок у площадки до сих пор нет всех необходимых сертификатов, но ее владельцы надеются получить их уже в этом году, чтобы не упустить следующее крупное событие: двухсотую годовщину со дня рождения Шевченко.
Аэропорты: большие и отдаленные
Излишне оптимистично подошло украинское руководство и к модернизации аэропортов. Размер воздушного порта во Львове с подачи министерства инфраструктуры даже превзошел рекомендации УЕФА. Аэропорт оснащен шестью телетрапами, но принимает всего несколько самолетов в день, в том числе один из Варшавы. Там есть небольшое кафе, магазин беспошлинной торговли с бедным выбором алкоголя и косметики, а по остальной площади огромного, современного, удобного и сияющего чистотой здания гуляет эхо. Впечатление подтверждают данные украинской Счетной палаты: по ее оценкам аэропорт имени Даниила Галицкого использует лишь восемь процентов своего потенциала.
Построенный специально к чемпионату новый терминал киевского аэропорта «Борисполь» тоже оказался слишком большим относительно нынешнего пассажиропотока и одновременно не был приспособлен к приему крупных воздушных судов. Он был возведен слишком далеко от других зданий порта, что делает его неудобным для пересадок. В конце прошлого года терминал обслуживал всего десять самолетов в сутки, сейчас их стало больше, поскольку руководство аэропорта просто заставило перевозчиков перенести туда свои рейсы. Однако недавнее банкротство украинской авиакомпании «Аэросвит», имевшей глобальные амбиции, не сулит аэропорту ничего хорошего.
В сияющем новизной воздушном порте Донецка тоже спокойно, хотя предполагалось, что здесь будут пересаживаться пассажиры, летящие из Западной Европы в Азию. Аэропорт может принимать 3100 пассажиров в час, однако столько народа проходит сейчас через порт за полтора дня.
Много хлопот доставляет и другой яркий символ модернизации, проведенной к ЧЕ-2012, — скоростные поезда, которые украинцы называют «хюндаями» (от названия фирмы-производителя). Они действительно быстро ездят, преодолевая расстояние между Киевом и Львовом (572 км) за пять часов, а между Киевом и Донецком (744 км) за семь, но из-за того что билеты украинцам не по карману, в будние дни ходят полупустыми и приносят одни убытки. Заодно новые поезда не выдерживают морозов. Долгая зима этого года также плохо отразилась на покрытии возведенных и отремонтированных к чемпионату дорог.