http://mnenia.ru/rubric/society/ks-vyne … stupnikov/

Конституционный суд РФ признал за судами право назначать принудительное лечение невменяемым преступникам, даже если они совершили нетяжкое преступление. Об этом сообщается на сайте ведомства.

В постановлении КС подчеркивается, что освобождение от уголовной ответственности невменяемого человека не устраняет общественной опасности и противоправности совершенного им деяния. Поэтому решающим фактором для суда должна являться именно степень опасности психического состояния, а не категория тяжести инкриминируемого преступления.

Как сообщалось ранее, статью УПК, предписывающую освободить от принудительного лечения признанного невменяемым преступника, если он совершил нетяжкое преступление, решили оспорить потерпевшие, недовольные решением мирового судьи Советского района Красноярска.

Судья освободил преступника от тюремного заключения, поскольку тот был признан невменяемым, а принудительного лечения преступник избежал, так как совершил нетяжкое преступление. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили данное решение в силе.

По мнению потерпевших, нормы УПК нарушают их законные права и не согласуются с требованием судебной справедливости. Они отмечают, что таким образом закон оставляет вопрос об оказании психиатрической помощи лицу, признанному невменяемым, на усмотрение органов здравоохранения. При этом не учитываются существенные обстоятельства уголовного дела, а потерпевшие даже не принимают участие в соответствующей процедуре.

После принятого сегодня постановления Конституционного суда красноярское дело будет пересмотрено. Кроме того, постановление повлияет и на исход других судебных процессов, в ходе которых совершившие нетяжкое преступление будут признаны психически нездоровыми.

Существующие нормы УПК и закона о психиатрической помощи, которые регулируют недобровольное психиатрическое лечение, многие считают излишне либеральными.

После случая расстрела юристом фармацевтической компании «Ригла» своих коллег группа психиатров обратилась в Госдуму с инициативой вернуть закон о психиатрической помощи в его более жестком варианте. «Благодаря закону о психиатрической помощи, который предполагал принудительное лечение, было предотвращено много тяжких преступлений», — заявил тогда один из инициаторов обращения, глава Центра правовой и психологической помощи Михаил Виноградов.

Совсем недавно с аналогичной инициативой выступили в Совете Федерации. Сенатор Олег Пантелеев заявил, что действующий закон о психиатрии, принятый в 1992 году, подчеркнуто либерален. По его мнению, нужен баланс между этим документом и советским репрессивным подходом к принудительному лечению.

Закон, действующий сегодня, допускает принудительное психиатрическое лечение лишь тех душевнобольных, которые совершили преступления. Сенатор предлагает расширить перечень таких оснований.

Пантелеев ссылается на данные Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского о том, что за последний год выросло число убийств, которые совершили душевнобольные граждане.

В то же время эксперты отмечают: вопросы оснований для принудительного психиатрического лечения сейчас второстепенны, поскольку сама система такого лечения устарела, материальная база разрушена, а законодательные нормы нуждаются в корректировке.

По словам заведующего медико-реабилитационным отделением психиатрической клинической больницы №1 им. Н. А. Алексеева Аркадия Шмиловича, принудительная госпитализация — не самая большая проблема на сегодня: законодатели недостаточно делают, чтобы решить проблемы социальной интеграции: «Все инвалиды трудоустроены, кроме инвалидов вследствие психических заболеваний. Специалисты давно добиваются, чтобы в законе появилось понятие "ограниченная дееспособность"».

Глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин видит опасность в инициативе сенатора: «Отличительная черта сегодняшних заявлений, в том числе и сенатора Пантелеева, заключается в том, что начинают, как правило, всегда с заботы о детях, а потом уже список, по каким причинам человек может быть направлен на лечение, расширяется. Есть большое опасение, что такое лечение будет применяться и к людям, чьи политические взгляды расходятся с официальными и чья сексуальная ориентация также не соответствует общественным нормам, принятым определенными кругами».

Портал «Русская планета» опубликовал репортаж из психиатрической больницы Казани, в которой содержатся в том числе и приговоренные к госпитализации по суду. Власть врачей в таких больницах безгранична, а срок содержания осужденных пациентов может по их воле тянуться бесконечно. При этом пациентам колют сильнодействующие препараты, вызывающие органические поражения мозга. Родные пациентов на их лечение повлиять не могут, поскольку психиатрические клиники — заведения, максимально закрытые от общественности. Год назад Госдума отклонила проект закона о введении института наблюдателей в психиатрических больницах, где лечатся преступники.

Другая проблема — отсутствие независимой психиатрической экспертизы. Решение о принудительном лечении пациента-преступника принимают те же врачи, в руки которых он впоследствии попадет, на основании их заключения будут приниматься и дальнейшие решения о продлении срока лечения. Включить в этот процесс независимую экспертизу, согласно действующему законодательству, невозможно.

«Законодательство в сфере психиатрической помощи, очевидно, не соответствует сложившемуся положению, — заявлял нашему порталу психолог Марк Сандомирский. — Но каким образом эти проблемы решить? Дело не только в том, чтобы расширить полномочия психиатрической службы, но еще и в том, чтобы сделать ее работу более "прозрачной", доступной для общественного контроля, а также в том, чтобы повышать психологическую культуру населения».

Давно пора открыть двери психиатрических больниц "гозманам", "шендеровичам" и "новодворским"?