Социализм Горького. Газета «Правда» по поводу споров об одной статье классика

Недавно исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского писателя-гуманиста, основоположника новой, советской литературы Максима Горького.

По страницам газеты «Правда», Александр Евдокимов, г. Москва
2013-04-09 18:12

Казалось бы, отличный повод для московских властей воздать должное автору «На дне», «Песни о Буревестнике», «Жизни Клима Самгина», человеку, с именем которого связаны Литературный институт, Институт мировой литературы РАН, «Литературная газета», при деятельном участии которого основаны Союз писателей и множество литературных журналов. Роль Горького в развитии культуры нашей страны, в том числе Москвы, переоценить невозможно, но — увы.
http://cs1.kprf.ru/images/newsstory_illustrations/daylist/d7bccb_gorkii.jpg

Дата прошла почти незамеченной в столице да и во всей России. Памятник писателю так и не вернулся пока на своё законное место на площади Белорусского вокзала. Нет уже давно и станции метро «Горьковская», при том, что есть «Пушкинская», «Чеховская», «Достоевская». Чем же не угодил нынешним властям Горький? А тем, что он был хоть и беспартийным, но коммунистом. Не всегда он был согласен с большевиками, но всегда отстаивал идеалы социализма в своём творчестве, особенно в публицистических статьях. Именно их прежде всего и подвергают ныне жесточайшей критике. Ну а за легендарную статью «Если враг не сдаётся, — его уничтожают» антисоветчики и при жизни, и сейчас готовы писателя-гуманиста просто растоптать.

Каковы принципы писателя

Сам Алексей Максимович, когда писал эту небольшую по объёму статью, опубликованную 15 ноября 1930 года в «Правде» именно под таким заголовком, вряд ли предполагал, сколь громкая слава ожидает её. В газете «Известия» в тот же день горьковский текст вышел под названием «Если враг не сдаётся, — его истребляют». Этот вариант, видимо, первоначальный — в сборнике «Публицистические статьи» писатель оставил именно слово «истребляют», а не «уничтожают». Хотя тут можно говорить об особой коллизии названия. Дело в том, что в архиве Горького хранятся машинописи двух сборников его публицистических статей с авторской правкой. Так вот, в сборнике 1930 года, который так и называется «Если враг не сдаётся, — его уничтожают», автор выбрал вариант заглавия газеты «Правда».

Но, конечно, сути дела в отношении того, какую роль горьковская статья сыграла в развернувшихся вокруг неё историко-культурных дискуссиях, указанный нюанс никоим образом не меняет. К сожалению, на неё смотрели и при жизни писателя, и много позже почти исключительно с политических позиций того времени. Между тем содержание данной публикации намного объёмнее и сложнее. Горький говорил в ней о своём видении новой, социалистической цивилизации и культуры, одним из творцов которой он был. В этом обращении к читателям «Правды» и «Известий» писатель разъяснил своё гуманистическое восприятие социализма, где будут наконец-то созданы условия для творческого созидательного труда, и своё видение культуры как всеобщего достояния, а не удела избранных.

Несмотря на всю кажущуюся жёсткость заглавия, это программная для него, как деятеля культуры, общественного деятеля, гуманиста да и просто человека, статья. В первых же строках писатель изложил свою концепцию, своё понимание принципов будущего разумного миропорядка на основах новой, социалистической культуры, каким он желал бы его видеть. Принципы эти актуальны и по сей день. В его глазах новая зарождающаяся цивилизация будет обществом, в котором станет (это первый принцип Горького) «невозможным скопление в руках и карманах единиц огромных богатств», в котором будет уничтожена «всякая возможность эксплуатации меньшинством трудовой и творческой энергии большинства» (это второй принцип). А для этого, по мнению Горького, следует «разоблачить ядовитую ложь религиозных и национальных предрассудков» (третий принцип) и «вытравить из жизни трудящихся все воспитанные вековым рабством дикие и грязные бытовые навыки» (четвёртый принцип), то есть всё, что несёт на себе отпечаток бескультурья.

Именно эти негативные явления и черты, по моему убеждению, и есть те подлинные враги, которые, считает Горький, подлежат уничтожению. Только освободившись от груза этих проблем и недостатков, можно двигаться дальше и решить главную цивилизационную задачу социалистического строя, воплотить в жизнь главный, пятый принцип: «создать для всех людей и для каждой единицы свободные условия развития своих сил и способностей, создать равную для всех возможность достижения той высоты, до которой поднимаются, излишне затрачивая множество энергии, только исключительные, так называемые «великие люди». Это будет время, как надеялся Горький, совсем другой культуры — не избранных, а всех и каждого.

К сожалению, оправдались мрачные предчувствия писателя. Противники Советской власти отнюдь не смирились с поражением, которое они потерпели во время Гражданской войны и интервенции. И готовы были взять реванш.

Главную угрозу для радикального социального переустройства нашей страны и всего мира писатель видел тогда в агрессии буржуазных государств в свете объявленного в феврале 1930 года папой римским Пием XI «крестового похода» против СССР. Нападения как раз ожидали в это время. Не случайно горьковская статья вышла на полосе «Правды» с общим заголовком, обращённым именно к внешним врагам социалистической цивилизации и культуры: «Империалистических хищников, готовящих нападение на страну строящегося социализма, ждёт сокрушительный пролетарский отпор».

Не случайно и то, что, когда фашистская Германия напала на нашу страну, о словах Горького вспомнил И.В. Сталин и процитировал их в приказе № 55 от 23 февраля 1942 года, подписанном им как Наркомом обороны: «Красная Армия уничтожает немецких солдат и офицеров, если они отказываются сложить оружие и с оружием в руках пытаются поработить нашу Родину. Вспомните слова великого русского писателя Максима Горького: «если враг не сдаётся, — его уничтожают». Сталин, слова которого процитированы в комментарии к статье Горького в 30-томном Собрании его сочинений, прекрасно, лучше, чем кто бы то ни было, понимал значение горьковского призыва к борьбе с внешним врагом социалистической цивилизации. Именно поэтому он возвращается к горьковской строке в период Великой Отечественной войны.

Кто покончил с гуманизмом?

Впрочем, помнили реплику Горького о несдающихся врагах и противники его представления о справедливом мироустройстве, включая, к сожалению, и некоторых деятелей культуры. Причём подвергают классика остракизму за неправильно, как нам представляется, понятый лозунг и в наше время. Показательным в связи с этим является ответное слово литературоведа Игоря Золотусского при вручении ему премии Александра Солженицына в 2005 году. Здесь довольно большое внимание он уделил, как ни странно, горьковским публикациям в советской прессе, точнее сказать, той атмосфере, в которой они создавались и в которой проходило детство награждаемого. «...Хотя я в те годы статей Горького не читал, — говорил в своём выступлении Игорь Золотусский, — их вдохновители вскоре вошли в наш дом. И увели сначала отца, а потом мать».

Естественно, упомянул уважаемый литературовед и статью «Если враг не сдаётся, — его истребляют», и, конечно же, в отрицательном контексте. Он даже немножко поиронизировал по поводу вариантов заглавия горьковской публикации в «Правде» и «Известиях». «15 ноября 1930 года появляется статья «Если враг не сдаётся, — его истребляют», — заметил литературовед. — В других изданиях её кровожадность несколько смикширована: «Если враг не сдаётся, — его уничтожают». Не бог весть какая милость, но раз «с гуманизмом покончено», то что же роптать?»

Игорь Золотусский в этой фразе вскользь («с гуманизмом покончено»), а рядом достаточно подробно цитирует ещё две известные горьковские статьи 1930 года — «Вместо приветствия» и «Гуманистам». Правда, мысль, которую высказал Горький в первой из этих двух публикаций в газете «Известия», Золотусский понял неверно. Алексей Максимович, поборник духовных начал в обществе и культуре, вовсе не имел в виду, что гуманизм более не востребован. Это «бывшие люди», капиталисты, мечтающие вернуть старые порядки, по мнению писателя, отреклись от него как от словесной ширмы, скрывающей их сугубо корыстные интересы. Вот что написал Горький в статье «Вместо приветствия»: «Бывшие люди» доведены до отчаяния, до сознания своего бессилия, до забвения всех красивеньких слов об «интересах культуры», о «гуманизме». Они уже не скрывают, что истинная цель их жизни, их стремления — пятак и право эксплуатации рабочих, право выжимания из крови их наибольшего количества пятаков, миллиардов пятаков. С «культурой», «гуманизмом» и прочими цветами красноречия, которыми прикрывались грабежи и мошенничества, с «защитой культуры» — покончено».

Культура для всех, а не для избранных

А то, что реальные противники социалистической цивилизации и культуры существуют, и отнюдь не в единичном числе, он прекрасно представлял по тем письмам, которые получал. Сам Горький ссылается в статье «Если враг не сдаётся, — его уничтожают» на послание ему некоей «Русской женщины», отстаивающей капиталистический принцип «элитарности» культуры как «создания немногих, высокоодарённых людей». Для Горького это категорически неприемлемо! Для него важно развитие культуры всего общества. Это — главная идея программной статьи, очень глубокой по смыслу, в том числе культурологическому, пусть и с неоднозначным названием.

Только при достижении этих целей социалистическая цивилизация, как полагал писатель, станет не просто конгломератом организаций и структур, хотя и это, безусловно, важно, а действительно материальной основой культурного прогресса страны. Ведь, по мнению Горького, культура может и обязана быть достоянием всего общества — это главный для него принцип. Прежде всего поэтому мы и можем назвать Алексея Максимовича творцом социалистической цивилизации.

К счастью, во все времена находились мыслители, которые понимали подлинный смысл горьковских слов. Обращает на себя внимание высказывание великого поэта Дагестана Расула Гамзатова в интервью газете «Правда» в 1989 году. Приведя имена незаслуженно забытых или критикуемых советских литераторов, он заметил: «Это же несправедливо — одним махом перечеркнуть целые литературные поколения, вознося лишь имена, которые когда-то были в опале и забвении. К Горькому придрались: «Если враг не сдаётся, — его уничтожают»…».

Тех, кто не был с ним согласен, Горький видел и слышал, но вот уничтожать в переносном смысле собирался отнюдь не их, а, как отмечено много выше, совсем иных «врагов» — пороки, свойственные буржуазному строю, которые мы теперь лицезреем в нашей стране со всей очевидностью.

http://kprf.ru/activity/culture/117319.html

Отредактировано Филипок (10-04-2013 11:40:04)