Е. В. Войшвилло Б. М. Стародубцев Транспорты «Таймыр» и «Вайгач». 1986 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 х 30,9 см. 1/1 № 263.16
Рейсы «Таймыра» и «Вайгача» открыли новые пути в полярных морях.
Русско-японская война, окончившаяся поражением царской России, заставила, наконец, правительство обратить внимание на изучение условий плавания по Северному морскому пути - наиболее короткому между северо-западнымии северо-восточными окраинами страны и к тому же целиком проходящем у по отечественным водам. Для изучения этого пути были специально построены два ледокольных транспорта «Таймыр» и «Вайгач», обладавших большим радиусом действия (около 12 000 миль). Базой для Таймыра и Вайгача служил Владивосток.
В 1910-1911 годах «Таймыр» и Вайгач обследовали район между Беринговым проливом и устьем Колымы.
4 сентября 1913 года русские военные моряки сделали величайшее географическое открытие первой половины текущего столетия: они открыли Северную Землю, впоследствии оказавшуюся большим архипе лагом.
В 1914 1915 годах Таймыр и Вайгач в первый раз прошли с одной зимовкой весь Северный морской путь с вое тока на запад. На пути к северо-востоку от Новой Сибири был открыт и положен на карту остров Жохова и описан южный берег Северной земли.
http://flot.com/publications/books/shel … ips/31.htm