Дискуссионный клуб ЭМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Песня Жаворонков. Альбомы и дневники. » Святки, свистопляски и прочие обычаи


Святки, свистопляски и прочие обычаи

Сообщений 31 страница 60 из 60

31

Народное поверье утверждает, что только в этот день можно образумить каженника.  «Каженник — такой же человек, как и все мы, грешные, — говорили в народе, — он и видит и слышит, как и все добрые люди. Все это издали только. Подойдите поближе, и тотчас будет видно всякому, что каженник не то делает, что видит, и не то говорит, что слышит. Задумает ли он что делать, все выходит наоборот. Смотришь: начинает делать по-умному, а к концу уж верно сведет дельцо, хоть брось. Попробуйте заговорить с каженником, то что твой грамотный: так слова рекой и льются. Зато уж и не гневайтесь после, что в его речи нет ни смыслу, ни толку. Ведь за то-то и зовут его каженником. Одного только не знают: отчего каженнику не мил белый свет? отчего он не дорожит своею жизнью? Жить или не жить — ему все равно. Нет ни тоски, ни кручины, а горюет обо всем. Живет между родными; есть, как и у добрых людей, жена и дети; водится всякое добро больше другого, — а для каженника хоть ничего не будь. Тужит обо всем горемычной сиротой. Знахари открыли тайну, как навести каженника на добрый путь, как научить его уму-разуму. Призванные исцелять каженника, они надевают белую рубашку навыворот, сажают его семь зорь подле вереи, под ветер, поят травяной росой, окачивают водой из нагорного студенца». Этнографы, видевшие каженников, говорят, что это люди, одержимые меланхолией.


http://www.pzvet.ru/images/pred/pred10_001.jpg

32

17 Января -  ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК. Феклист

 

Гоняли черта  из деревни, потому что именно в этот день больше других он старается напакостить крестьянам. Мужики и бабы вечеру надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собой кочерги да ожиги, а за лыковые пояса сковороды затыкали. Возглавляли процессию огненоши — мужики с ветошью зажженной. От двора к двору они ходили да кричали: «Выходи, нечистая сила! Гоним нечистого, снегом скрытого, вольного в этот день не только на своем болоте страх на все живое наводить, но и среди людей добро со злом мешать, скатывать любовь с белой горы, в сердце человеческое вселить тяготу». И когда в очередной раз раздавался крик «Выходи, нечистая сила!», вперед выходил один из мужиков в вывернутом наизнанку тулупе. Тут все кидались на него с ожигами, с поленьями, с кочергами. Забивали черта (конечно, понарошку), коли не успевал он обернуться в тварь неведомую, а на том, где черта били, зажигали костер и начинали праздновать над победу. Чтобы сберечь здоровье да счастье в жизни получить, молодые парни и девушки прыгали через огонь.


http://www.manticblog.com/wp-content/uploads/2011/04/Mawbeast.jpg

В народном сознании имя Зосимы ассоциируется только с именем Зосимы Соловецкого, которому и молятся в «пчелиной» нужде.  Память Зосимы Соловецкого отмечается 30 апреля. Тем не менее и день памяти мученика Зосимы именуется Пчельником.


http://text-master.ru/images/photos/medium/article1875.jpg

33

Любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий, выходили вечером на двор примечать звезды. Если видели, что Сажары (Большая Медведица) будут у них с правой руки, то были уверенны, что гадания сбудутся. В таком случае старшая и почетная девушка, всегда дочь богатых родителей, выходила вперед с пирогом, а другие, увиваясь вокруг ее, скороговоркой причитывали:

Ай, звезды, звезды, Звездочки! Все вы, звезды, Одной матушки, Белорумяны вы Идородливы. Засылайте сватей По миру крещеному; Состряпайте свадебку. Для мира крещеного, Для пира гостиного, Для красной девицы, Свет родимой Анны Ивановны.

Когда же замечали, что впереди Девичьи зори (линия звезд по Млечному Пути), тогда уходили расстроенные. Девичьи зори предвещали еще год девичьей жизни.


http://www.calend.ru/img/content_events/i6/6427.jpg

34

В этот день славили чертополох. Считается, что он и врачует болезни, и утоляет девичьи зазнобы, и отгоняет бесов, и сохраняет в целости домашний скот. Его везде берегут. Чертополох, принесенный на Русь с киевских полей, обладает великой силой. Его приносили женщины-переходницы. «Если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох». В великорусских губерниях промышляли вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на Святках, приносили чертополох к старушке-переходнице. Она варила его с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренная вощанка зашивалась в ладанку.

Чертополох назывался в народе татарином или мордвином (мордвинником) и обладал силой «оберега». При помощи чертополоха выгоняли червей из ран, произнося особый заговор.

  Заговор от червей на чертополох.  Траву, называемую татарин или мордвин (чертополох), пригибают к земле — ежели скотина рыжая или белая на полдень, ежели черная на запад, и говорят: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Выведи, татарин (татарник, мордвинник, репей) червей у такого-то цвета скотины; если выведешь, я тебя отпущу; а если не выведешь, из корня подерну». Говорить трижды, не переводя духа; когда через три дня черви пропадут, траву отгибают.


http://www.carsil.ru/static/images/rastoropsha.jpg

35

18 января. Креще́нский ве́чер

(Водяная коляда, Канун Богоявления) — день народного календаря у славян, отмечаемый в ночь с 5 (18) января на 6 (19) января. Последний день Коляд, последние святочные гадания, набирают из водоёмов и колодцев «крещенскую» воду, которая, как считается, обладает особыми целебными свойствами.

Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать («вечéрати»).

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечетное количество постных блюд. У восточных славян непременно варили кутью, бобовые блюда, сухие фрукты (узвар), пекли блины, хлебные изделия и т. п. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; выделяли часть пищи от каждого блюда для душ предков, «щоби ci душi накормили тай пам'ятали Свийт вечip водохрэсний» (гуцул.). У белорусов Могилёвщины принято было за ужином в Крещенский вечер есть очень быстро, чтобы летом своевременно управляться с полевыми работами. Болгары в Крещенский сочельник устраивали третий, последний святочный ужин (кадена вечеря): к традиционным постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух трапез. Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб letnica, который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения. Словенцы (горен., долен., штирий.) пекли на святки три хлеба, самый большой из которых (poprinjak, mocen kruh) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми. В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла (в.-слав., болг.).

Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится».

В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую тщательно оберегают. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».

Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Сербы говорят, что ночью небо открывается и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дует и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнёт воду, то она останется вином и будет лекарством от всех болезней.

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идёт вечером босыми ногами в сад и перевязывает деревья, чтобы «не боялись мороза» и приговаривает дереву: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся».

Святки, понятно, к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты. Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/48/Огненный_змей.jpg/250px-Огненный_змей.jpg

36

Тульское поверье

«Лютует под Крещенье — больше всей другой нечисти пододонной — Огненный змей. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает. Огненный Змей – не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берётся. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнём неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, – говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветёт красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя».

Для защиты от нечисти, считали крестьяне, надо начертить крест на двери и оконных рамах, насыпать на печную загнетку снега, собранного в крещенский вечер. Говорят, что когда змей, проникнув через трубу, станет на крещенскую воду — то погибнет навсегда.


http://megaobzor.com/load/guzel/Z59.6.jpg

37

Поговорки и приметы

Коляда отъезжает.
Снегу под Крещение надует — хлеба прибудет.
Если утром идёт снег — уродится ранняя гречиха; в полдень идёт снег — уродится средняя; вечером пойдёт — поздняя.
Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчёлы станут хорошо роиться.
Мало снега на ветвях деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи.
В Крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не родиться, остаются сухими.
Если в Крещенскую ночь небо чистое — будет много гороха.
«Бел» звёзд не видно — грибы не родятся.
Яркие звёзды в Крещенскую ночь — к хорошему приплоду овец.
Ярки звёзды породят белые ярки.
Полный месяц — к большому разливу.
Если в этот день будет метель — то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры — будет лето грозовое.
Увиденные в этот день сны всегда бывают вещими.
Нельзя в этот день поминать покойников, чтобы не накликать новых.
На Крещение огня из дома не дают. На каком амбаре плотнее снег — целее в том и батюшка-хлеб.
«Геть, кутя, з покуття, а, ти, узвар, йди на базар» (укр.).
«У який день Щадруха и ў який день Галодна куття, у тые дни шоб не сеять. У той день ничего не сеют у гароде. Ат курей, ат птиц» (белорус.).
«Брали горщик, де варилась кутя, і розбивали об ворота, і при цьому тричі стріляли з рушниці» (укр.).

38

Еще об огненном змее.

В этот день, где бы ни показался огненный змей, везде найдет свой погибель. Огненный змей, по народным воззрениям, есть олицетворение дьявола. Дьявол принимает этот вид, когда намеревается вступит в половые сношения с женщинами. Сказания о таких связях существуют у всех славянских народов, занесены они и в наши летописи.

   Согласно легенде о Петре и Февронии, дьявол вступил в связь с княгиней при жизни ее мужа, приняв образ князя, но в большинство случаев он выбирает своими жертвами одиноких вдов или девиц, без меры грустящих и убивающихся по своим умершим мужьям или возлюбленным, и заступает место последних. Такие несчастные, всецело поглощенные своей скорбью, нередко забывают свои обязанности по отношению к Богу и ближним. Они перестают молиться, посещать церковь, ропщут на Господа, сомневаются в Его милосердии, богохульствуют.

   Вот этими-то обстоятельствами и пользуется дьявол. Наметив такую женщину, он в глухую ночь пролетает по небу в виде огненного змея, останавливается над ее избой, рассыпается искрами и является тоскующей, под видом ее мужа или любовника. Конечно такое явление приводит женщину в ужас, но обаяние дьявола так велико, что она скоро свыкается с мыслью, что любимый ею человек жив, а не умер. В страстных ласках проводит дьявол с нею ночь и при первом пении петухов исчезает. Затем посещения им новой любовницы происходят уже каждую ночь.

   Любовь огненного змея сушит и изводит женщин. Они бледнеют, худеют, истощаются. Дни проводят в тяжелой тоске, с нетерпением ожидая ночи, а с нею возлюбленного.

   Случается, что обольщенная дьяволом разговаривает с ним в присутствие посторонних, но последние не видят и не слышат духа. Иногда от таких связей родятся дети, но не обыкновенные, а богатыри, кудесники или кикиморы. Если связь со змеем продолжается долгое время, то женщина сходит с ума и нередко кончает самоубийством.

   Единственным средством избавиться от дьявола-змия является надевание на него шейного креста. Но очарованную женщину трудно уговорить прибегнуть к такой мере. Если однако она послушается, то хотя бы и не успела надеть, однако после нескольких повторений этой попытки дьявол ее оставляет и больная поправляется.

   Вот одна из быличек, которые часто рассказывали в деревнях:

«Вот в Ветлуге был случай. Молодая женщина, пожив всего один год замужем, неожиданно лишилась своего супруга: его где-то на стороне убили. Много слез пролила Анна, сильно горевала и не знала, что делать от тоски. Наступила осень, и горожане увидели летуна: появится, осветит и рассыпается наддомом, где жила молодая вдова. Многие предостерегали Анну и говорили, что сами видели, как летал к ней огненный змей, и советовали обратиться с молитвами к Богу, но вдова и слышать не хотела, отвергала советы добрых людей. Она, не стесняясь, говорила домашним и знакомым, что муж ее не убит, а только скрывается от людей, потому несчастье его постигло, и он не смеет никому показаться на глаза, кроме своей жены, которую посещает часто. Она рассказывала, что муж, когда ночует у нее, вместе с ней спит, как спал и раньше живой, и уходил около полуночи до пения петухов. Недолго, однако, летал огненный змей к вдове. Начала она быстро таять, ничего по дням не ела, тосковала и лишилась рассудка, в вскоре ее и паралич разбил, так она в совершенном изнеможении и безумии скоро и умерла».

  Заговор от огненного змея.  Втыкают в порог и во все щели избы траву мордвинник (чертополох) и говорят: «Как во граде Лукорье летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ее умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася — как змей прилетит, так ее и обольстит. Тебя, змей, не бойся. Господу Богу поклонюся, преподобной Марии Египетской уподоблюся, во узилища заключуся. Как мертвому из земли не вставать, так и тебе ко мне не летать, утробы моей не распаляти, а сердцу моему не тосковати. Заговором я заговариваюсь, железным замком запираюся, каменным тыном огораживаюсь, водой ключевой прохлаждаюся, пеленой Божией Матери покрываюся; аминь».


http://static.diary.ru/userdir/1/3/8/7/1387632/73714768.jpg

39

19 января. Крещение Господне

Богоявление,  или Крещение Господне,  произошло на берегах реки Иордана, и совершил его Иоанн Предтеча. Сначала Иоанн не хотел крес­тить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — крестил Его. Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, Дух Святой сошел на него в виде голубя, и слышан был глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

   В воспоминание крещение Христова в реке Иордане, в праздник Кре­щение бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение бывает и накануне праздника во храмах. С освященной водой священнослужители ходят по домам. Это — для освящения как домов, так и живущих в них. Подобное хождение со святой водой бывает и в другие праздники, например, в храмовые.

   Воду, освященную в праздник Крещение, берут по домам и хранят. Она — святыня у христиан, не портится целые годы, исцеляет болезни.

   В Богоявленскую ночь небо перед утреней открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

   Крещенские морозы,  известные своей жестокостью, по повериям рус­ского народа, предвещают плодородие. Киевляне, говоря о сих морозах, прибавляли: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».

   В великорусских губерниях девушки пекли пироги и выходили с ними вечером  окликать суженого. (О святочных гадания смотри выше)

   Если в этот день будет метель, то же самое будет и на Масленице.

   Если силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи. В иордани купаются, кто о Святках рядился. На Богоявленье день теплый, хлеб будет темный (т.е. густой). Коли на воду пойдут, да будет туман — хлеба много. На Богоявленье снег хлопьями — к урожаю; ясный день — к неурожаю.

   Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив будет большой. В Крещенье на полдень синие облака — к урожаю. Звездистая ночь на Богоявленье — урожай на горох и ягоды. Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи. Трещи не трещи, минули водокрещи. Дуй не дуй, не к Рождеству пошло, к Великодню


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/Andrea_del_Verrocchio_002.jpg/300px-Andrea_del_Verrocchio_002.jpg

40

20 Января -  ИВАН БРАЖНЫЙ ПЕРЕЗИМЬЕ

 

В период с Рождества до Масленицы родители жениха засылают сватов к невесте. Вдень Ивана Бражного «запивали» счастье девичье, наскоро сложенное, против воли девичьей. Считалось, что если запить горе немилого супружества девице в этот день, то слез меньше будет.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Russian-wedding_Lubok.jpg/300px-Russian-wedding_Lubok.jpg

41

21 Января -  ЕМЕЛЬЯН - НАКРУТИ БУРАН

Если в этот день будут сильные ветры с юга, то будет лето грозное.
На Амельяна подует (ветер) с Киева — быть лету грозному (тульск.).
Метель зиме за обычай.
Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит.
У Емели прост кафтан, да душа — золото.
Емеля беду руками разведёт.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Певец-сказитель.jpg/300px-Певец-сказитель.jpg

В некоторых местах принято в этот день угощать кума с кумой. Крестьяне думали, что угощение кума с кумой приносит здоровье детям. Кум и кума, приходя в званый дом, приносят в подарок: брусок мыла и полотенце и, вручая его, говорят: «Вот тебе, кума, мыльцо да белое белильцо для крестника». При первом же купании надо было мыть ребенка этим мылом, приговаривая: «Царь морской да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего (имярек), на чистоту его, на красоту его!» А в конце купания говорили: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!»

   В этот день «запивали» счастье парней, наскоро сложенное, против их воли, по решению родительскому. Считалось, что если запить горе немилого супружества парню в этот день, то скорее стерпится-слюбится в ненавистном союзе.

   Кроме того в этот день принято было рассказывать сказки, небылицы и истории. Поэтому говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя».


http://12mesyatcev.ru/wp-content/uploads/2009/09/21jan.jpg

42

22 Января -  ФИЛИПП. СКРУТА БУДНЯЯ

Если на Филиппа ясно — хороший урожай летом.

Пришла пора — забот гора.
После праздников накопилось много дел по хозяйству. В этот день ходили в баню, отмывались — смывали Святки:«в деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся».

Хозяйки на Филиппа мыли дом, стирали. О хозяйке дома в русском народе говорили:
Дом хозяйкой стоит.
Без хозяйки дом, что мертвец непохороненный.
Добрая хозяйка дороже золота.
Не та хорошая хозяйка, что красно говорит, а та, которая вкусно щи варит

43

Год назад в нашем подъезде поселились новые соседи.

Судя по речи и акценту - грузины.

Хорошие люди - приветливые.

В ночь на православное Рождество они посыпали коврик у порога своей квартиры и вокруг - мелкое зерно (похожее на льняное - я не рассматривал) и монетки.

В нашем подъезде всегда чисто, поэтому на это все обратили внимание, но никто им замечание не стал делать.

Подумали, что, может быть, это обычай такой.

Через 2 дня они всё убрали.

Такой вопрос - что это за обычай?

Им самим задать такой вопрос я не решился (вдруг обижу чем-нибудь...)

44

#p203267,Фрол написал(а):

Год назад в нашем подъезде поселились новые соседи.

Судя по речи и акценту - грузины.

Хорошие люди - приветливые.

В ночь на православное Рождество они посыпали коврик у порога своей квартиры и вокруг - мелкое зерно (похожее на льняное - я не рассматривал) и монетки.

В нашем подъезде всегда чисто, поэтому на это все обратили внимание, но никто им замечание не стал делать.

Подумали, что, может быть, это обычай такой.

Через 2 дня они всё убрали.

Такой вопрос - что это за обычай?

Им самим задать такой вопрос я не решился (вдруг обижу чем-нибудь...)


Вообще-то это древний обычай Руси - сыпать зерно на порог, чтобы был хороший урожай.
Посмотрела грузинские обычаи - такого не нашла.
Монеты - тоже понятно)

45

23 Января -  ГРИГОРИЙ-ЛЕТОУКАЗАТЕЛЬ

На Григория по инею примечали, какое лето будет — дождливое или засушливое. Если иней на деревьях — к сырому году. Деревья в инее — небо будет синее.

   Если иней «остается» на весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь.

   Выходили смотреть на сенные стога и хлебные скирды, и если замечали, что на них есть иней, то предрекали, что лето будет сырое и мокрое.

   На Григория ветер с юга — к грозному лету.

46

24 Января -  ФЕОДОСИЙ-ВЕСНЯК. МОРОЗЫ-ХУДОСЕИ

Федосеево тепло — на раннюю весну пошло.

Теплый Федосий не отзовется добром летом.

Если морозный Федосий — яровое посеешь поздно.

   В этот день бывали очень  нехорошие морозы. Нечистую силу повыгоняли из домов и дворов, деться ей некуда, но напакостить хочется. Вот она и опакостила морозы, от которых только и ждут беды. Поэтому говорили: «Мороз худ, готовит хлуд», «Мужик за порог, а мороз ему поперек».

47

25 Января -  ТАТЬЯНА КРЕЩЕНСКАЯ. БАБИЙ КУТ

Если в этот день идет снег, то лето будет дождливое.

На Татьянин день морозно и небо ясное — к урожаю.

На Татьяну теплая метель — к засухе и неурожаю.

   Бабий кут  — это бабий угол, место у русской печи, где стояли все предметы домашней утвари и где хозяйка проводила много времени. Это место называлось еще солнышком. А потому на Татьянин день большуха — старшая в семье хозяйка — пекла большую ковригу хлеба,  символ Солнца. Доставала ее из печи тоже большуха. Она давала хлебу чуть остыть и начинала отламывать по куску хлеба членам семьи. Каждому должен был достаться хоть кусочек.

   Считалось, что девочка, родившаяся на Татьяну, будет хорошей хозяйкой.

  Говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет». В этот день надо было сходить на реку и выбить из половиков всю грязь, скопившуюся в них за праздники. А еще в этот день славили Солнце — пекли круглые караваи.

48

26 Января -  ЕРЁМА

   В этот день говорили: «Ерема на печи, а кошка в печурке». По поведению кошки  в русском народе делали «метеорологические прогнозы». Например, кошки лижут лапу — к вёдру, в печь лезет — к теплу, по половицам катается — тоже к теплу. Если кошка скребет ногтями пол — это метели, а если стену — к ненастью. Если ложится вверх пузиком и тянется—к теплу.

49

27 Января -  НИНА - ОБРЯДЫ СКОТИНЫ

В этот день скотину обиходили. Чистили ее, выбрасывали из хлева на­воз, перестилали на полу солому.
С ласковыми словами к скотине обращались.

50

28 Января -  ПАВЛОВ ДЕНЬ

  Павел день прибавил. Павел взмок — дня приволок. В этот день примечали погоду:  Ночь звездистая на Павла — к урожаю льна. Если на Павла ветер — год будет сырой.

Если на окнах появились ледяные узоры в виде ржаных колосьев за­витками вниз, а не торчмя — к урожаю.

51

29 Января -  ПЕТР-ПОЛУКОРМ

На Петра Полукорма выходили  осматривать сенники и амбары. В сенниках замечали, сколько вышло корму для скотины и сколько его оста­лось до весны. Крестьяне говорили: «От Петра Полукорма остается ровно половина зимнего корма». Излишний остаток житного хлеба в амбарах предвещал плодородие. Если корма осталось меньше половины, надо со­кратить норму его выдачи скотине. Говорили: «Постится и скотина, коли хозяин корма не припас».

Об этом дне малороссы замечали: «На Петра вериги, трутся крыги» (льдины). Это значит, что с настоящего времени начинает ломаться лед.

52

30 Января -  АНТОН ПЕРЕЗИМНИК. АНТОНИНА ПОЛОВИНА

   Перезимье  — половина зимы по народному календарю. Говорили: «Антонина — зиме половина»

   В этот день пекли толокняные колобки — символы Солнца — или простые колобки.

   Толокняный колобок.  Толокно смешивают с пшеничной мукой, добавляют растопленное кипящее сливочное масло, яйца, соль, хорошо размешивают и разводят кипятком или молоком до необходимой густоты. Делают тесто, вымешивают его, лепят колобки и ставят в печь.

  Архангельские колобки.  200 г сливочного масла, 1/2 стак. сметаны, 1/2 стак. воды и около 400 г ячменной муки.  Замесить густое тесто, наделать небольшие булочки и в печь.

   В эти дни отваживали от дворов порчу. Поперек тропинки, ведущей во двор, проводили черту острым серпом, отсекая порчу.

53

31 Января -  АФАНАСИЙ ЛОМОНОС. ИЗГНАНИЕ ВЕДЬМ

   На Афанасия Ломоноса всегда бывают сильные морозы. На пост заступает просинец в морозах, стылых туманах, в инее, а покидает место свое старший из братьев месяц-батюшка тоже при лютых морозах.

   А знаете ли вы, что такое «лютый»? Это жестокий. Лютый зверь — истребленный в средние века восточноевропейский леопард, напавший на Владимира Мономаха. Так что лютые морозы действительно были страшны.

   Обозники и ямщики, отправлявшиеся из степных мест в Москву, часто обмораживали лица. Поэтому говорили: «На Афанасья береги нос», «Афанасий и Кирилло забирают за рыло».

  Русский народ верил, что в афанасьевские морозы ведьмы летают на шабаш и там теряют голову от излишнего веселья. Поэтому в этот день выгоняли ведьм.  Знахарь или колдун являлся ночью; одни только старшие в доме знали о его прибытии. Ровно в полночь он начинал заговаривать трубы — обыкновенный путь ведьм, — забивал клинья под князек, сыпал семипечную золу по загнетке и, наконец, отправлялся на край селения, где снова, у изгороди, повторял обряды. Известно, что ведьмы, желая нанести кому-нибудь вред, влетают в трубу, но если будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от ее проказ. Ведьмы, отлетая вдаль, всегда летят на юг, по направлению к Лысой горе, а возвращаются на запад. Западную изгородь заговаривали знахари. Ведьма, подлетая к «защищенной» изгороди, с досады или убивала себя, или отлетала в другое место. Были среди знахарей такие доки, которые умели пересадить ведьму за тридевять земель; но такие знахари были редки, и труды их оценивались большими «гонорарами» — коровой или лошадью. Знахари уверяли поселян, что только на Афанасьевские морозы можно изгонять ведьм; всякое другое время неудобно. Говорили, что в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья.

   Мужики и сами гоняли ведьм. Брали кнуты, оглоби да ходили по деревне. Сначала свою избу обойдут, потом к другим пойдут. Лупили у погребов, у хлевов кнутами, колотили со всей силы по стенам амбаров.

54

1 Февраля - МАКАР ЯСНЫЙ

  Иоанну  Златоусту, архиепископу Константинопольскому, молились о просвещении разума к учению духовной грамоты и о помощи в отчаянии.

В этот день произносят особый заговор от зубной боли: «Лазарева суббота, Златоустов день, у кого болят зубы, чтоб те зубы окаменели и во век не болели».

В этот день с особым вниманием относились к огню в печи — чтобы мир да достаток в семье были. Затопить печь надо было так в этот день, чтобы разом занялись все поленья, чтобы устье печь золотым стало (злато-устье).

А для этого заранее дрова сушили да лучину щипали.
Лучину заготавливали зимой  — впрок. Делалось это в суровое время года потому, что в холодные месяцы деревья «засыпают» и в их стволах не так много сока, как весной или летом. На лучины рубили березы и распиливали их на чурки длиной не более 80 сантиметров. Раскалывали их пополам, снимали кору и сушили целый год. Если лучину плохо высушить, то она, сгорая, будет трещать и шипеть. Когда наступали темные вечера, поленья дополнительно просушивали в печах и специальным ножом-лучевником щепали лучину до трех сантиметров в ширину и толщину.

55

2 Февраля - ЕФИМ МЕТЕЛЬНЫЙ

Февраль — месяц метелей. Недаром говорили: «Вьюги да метели под февраль налетели». О том, будет ли метель, крестьянин узнавал заранее по поведению домашних животных: если кошка скребет пол или куры хвостами вертят, то скоро жди метели.

На Ефима — с печи слезай, о Масленой гадай. Если в этот день будет метель, то и вся Масленица будет метельная. В этом случае говорят: «Помело метлой, на Масленицу; приедет осударыня Масленица метельная».

Если же в полдень будет ясное солнце, то примечают, что весна будет ранняя.

56

3 Февраля - МАКСИМ УТЕШИТЕЛЬ

  Коли в Максимов день погоже, так к весне хорошей.
А если в полночь на Максима будет просвечивать сквозь облака месяц — жди доброе жито.

В этот день супруги выходили во двор, держась за руки, и вместе стряхивали иней с деревьев, говоря при этом: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу».

Максим считался утешителем в обидах и помощником в бедах, поэтому в его день вспоминали добрым словом людей, когда-то пришедших на помощь. Ему молились о заступничестве вдовиц и сирот.

57

4 Февраля - ТИМОФЕЙ ПОЛУЗИМНИК. ТИМОФЕЙ МОРОЗ

На этот день приходится  половина зимы. В народе говорят: «Вот и пришли полузимники». Для бедняков наступает пора тяжелых раздумий: «Смотри, хозяин, каковы запасы продуктов и корма. К весне мужику тяжелее — хлеб по сусекам мелеет.
Сильные морозы, бываемые в этот день, получили название тимофеевских. Говорят: «Пожди тимофеевских морозов! Каков на дворе мороз-от! Прямо, тимофеевский». Чем больше выпадает снега, тем выше урожай зерна.
Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.
Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.
Если в мороз вспотели окна — жди потепления.
Самые первые в деревне рукодельницы катались с гор на донцах, на которых пряли. Кто дальше прокатиться — у того и лен лучше уродится летом.

6 Февраля - АКСИНЬЯ ПОЛУЗИМНИЦА

Агафонник в закромах спины не разгибает, здоровому зерну счет ведет.
В этом день полагалось отправиться в амбары, посмотреть, сколько осталось до весны хлеба. Необходимо было проверить посевное зерно.
Амбары  же в этот день приводили в порядок: пустые закрома выметали да вычищали, а двери и стены латали да поправляли, коли нужда в том была.

6 Февраля - АКСИНЬЯ ПОЛУЗИМНИЦА. АКСИНИЯ ВЕСНОУКАЗАТЕЛЬНИЦА, АКСИНЬЯ ПОЛУХЛЕБНИЦА

В этот день замечали цены  разным хлебам. Если цены на хлеб повышались, то поселяне были уверены, что будущий урожай будет скудный и на хлеб дороговизна; если же цены на хлеб понижались, то они надеялись на богатый урожай «с избытком». Если на Полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не подымется. Со дня преподобной Ксении, как полагали крестьяне, до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. Наблюдательные старики говорили: «Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть».
Озимое зерно пролежало в земле половину срока до восхода.
Половина старого хлеба съедено.
По замечаниям стариков, в северных губерниях на этот день приходи
лась ровно половина зимы. Они говорили: «Вот-те Аксиньи полузимники».
В этот день примечали погоду. На Полузимницу вёдро — весна крана. Метель на Полузимницу — сметет корм. Какова Аксинья, такова и весна.
На Аксинью также гадали об урожае. На ночь ставили в доме четверик ржи и утром смотрели: если ржи казалось больше, чем накануне, думали, что урожай хороший будет; если меньше — урожая не жди.

7 Февраля - ГРИГОРЬЕВ ДЕНЬ

Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил.
Каков Григорий с утра до полудня — такова будет первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — вторая половина будущей зимы.
В этот день полагалось дела добрые делать да о добрых делах, другими сделанными, вспоминать. О своих же «благородных поступках» не говорили, потому что они делаются не для показухи, а ради собственной души. Говорили: «Господь и так все добрые дела видит»

8 Февраля - ФЕДОР СТУДИТ

Феодору Студиту молились об исцелении от грудных болезней и от болей в желудке.
Федор Студит — землю студит.
На Федора Студита покойники по земле тоскуют.
Покойники  в этот день по земле и по своим родным тоскуют. Надо, чтобы успокоить их, на загнетку золы насыпать и сказать: «Не ходите во двору, души сиротские! А подите на западну сторону, тамотко — вам вечное радование».
Этот день был «гороховым».  По гороху гадали о погоде. Если звонко катались сухие горошины по блюду — быть трескучим морозам, а если тихо — быть тихому снегопаду.
Рожденные в этот день варили гороховую кашу (пюре) и ели ее, потому что горох давал им силу на весь будущий год.
Пюре из гороха с гренками.  Возьмите 800 г сухого гороха и поставьте его варить с кореньями (морковь, сельдерей по одной штуке) и небольшим количеством масла. Когда будет наполовину готов, заправьте его маслом. Как только сварится, откиньте на решето и протрите эту массу. В пюре можно добавить немного бульона. Есть с гренками.

9 Февраля - ЗЛАТОУСТЬЕВ ОГОНЬ

Иоанну  Златоусту, архиепископу Константинопольскому, молились о просвещении разума к учению духовной грамоты и о помощи в отчаянии.
В этот день произносят особый заговор от зубной боли:  «Лазарева суббота, Златоустов день, у кого болят зубы, чтоб те зубы окаменели и во век не болели».
В этот день с особым вниманием относились к огню в печи — чтобы мир да достаток в семье были. Затопить печь надо было так в этот день, чтобы разом занялись все поленья, чтобы устье печь золотым стало (злато-устье).
А для этого заранее дрова сушили да лучину щипали.
Лучину заготавливали зимой — впрок. Делалось это в суровое время года потому, что в холодные месяцы деревья «засыпают» и в их стволах не так много сока, как весной или летом. На лучины рубили березы и распиливали их на чурки длиной не более 80 сантиметров. Раскалывали их пополам, снимали кору и сушили целый год. Если лучину плохо высушить, то она, сгорая, будет трещать и шипеть. Когда наступали темные вечера, поленья дополнительно просушивали в печах и специальным ножом-лучевником щепали лучину до трех сантиметров в ширину и толщину.

10 Февраля - ЕФРЕМ ВЕТРОДУЙ.ЗАПЕЧНИК, ДОМОВОГО ИМЕНИНЫ, СВЕРЧКОВЫЙ ЗАСТУПНИК, КУДЕСЫ

Если на Ефрема ветер понесся — к сырому году.
Ефрем — сверчковый заступник. В этот день нельзя убивать в доме никаких насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни тараканов, не то домовой обидится.
Крестьяне были уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого домового. Колдуны и знахари уверяли, что домового можно унять кудесами; а чтобы его всегда держать в смирении, то нужно ставить на ночь гостинцы. Кудесы, унимающие лихого домового, заключаются в следующем: колдун, призванный во двор, ровно в полночь зарезал петуха, выпускал кровь его на голик (веник). Этим голиком выметал все углы в избе и во дворе, вместе с причитанием разных заговоров. Все это совершалось до пения последних петухов.
Для смирения домового, после ужина оставляли на загнетке горшок каши.  Верили, что ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. G той поры он целый год бывает смирен и услужлив.
Вечером на Ефрема Сирина кроме рассказов про домового принято было забавляться и разными прибаутками, которые особенно любили дети.

11 Февраля - БИТЬЕ МОРОЗНОЕ

Ведьмы устраивают в этот день заломы травы сухой, снегом незанесенной. Русский народ верил, что такие "закрутки", или "заломы", "закручиваются" с целью причинить смерть хозяину поля или чтобы заполучить чужое хлебное зерно летом.
Но к чертополоху ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы. Потому, чтобы не вытоптали защищающий посевы снег на поле ведь­мы, надо чертополох по углам поля воткнуть.

12 Февраля - ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. ЗВЕРИНЫЙ СВАДЕБНИК
В этот день, который также назывался Днем трех святителей-непрядильщиков,  нельзя было прясть.
Звериный род берет рост.  В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший.
В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого  зверя.

http://www.rossichy.ru/ncalendar/2_fev/12_fev.html

13 Февраля - НИКИТА ПОЖАРНИК

Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на многа чудес творяше».

14 Февраля - ПЕТР ПОЛУКОРМ. ТРИФОН-ПЕРЕЗИМНИК, ТРИФОН МЫШЕГОН

Трифону сельские девицы  молятся о женихах. Вероятно, это верование «приурочено» к Трифону потому, что февраль — свадебный месяц.
Только в этот день можно заговаривали губителей скирд и стогов — мышей.  Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем «изжить» их из селения. Призванный знахарь вынимал из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов брал по клоку сена. Все это относилось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятия. Знахаря сопровождали хозяин с хозяйкой с хлебом-солью и чистым полотенцем. После возвращения с гумна, знахаря угощали и отдаривали.
Если на Трифона покажется вечером на небе много звезд, то зима еще долго продолжится и весна будет поздняя.

58

15 Февраля - СРЕТЕНИЕ

   Сретением Господним назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицею.
В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны.

Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.

На Сретеньев день от воробья стена мокра.

На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок

На Сретенье зима с летом встретилась.

На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз.

В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).

На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.

На Сретенье капель — урожай на пшеницу.

На Сретенье уже от воробья стена мокра.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.

В северо-западной Руси праздник этот был известен под названием  Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы и пр.

В западнорусском крае сретенскими свечами на праздник Сретения был обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.

В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней.

http://www.calend.ru/img/content/i0/172_55.gif

59

16 Февраля - СЕМЕН И АННА. ХРАНИТЕЛЬ МЛАДЕНЦЕВ, ПОЧИНКИ  - ПО СОХЕ ПОМИНКИ

В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны.

Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.

В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.

С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.

Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».

Соломаха (саламата).  Старинный рецепт.  Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды, посолить ее, запустить тесто в воду во время кипения; еще вскипятить, помешивая и положить масла постного или коровьего.

В этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей. Надо привязать на шею лошадям кнут и онучи — и домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.

17 Февраля - НИКОЛА СТУДЕНЫЙ. ВОЛЧИЙ СВАТ, МАКОВЫЙ ЗАКАТ

О звериных тропах  в лесу только Никола-студеный знает. И только он знает, где устраивает свое логово мати зверям — волчица. На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы. Лисы уджаряются в пляс, дпуг перед другом женятся. Выйдет луна — зайцы начинают носиться сломя голову — золотые рожки, серебряные ножки.
В этот день обычно бывали Никольские морозы. Говорили: «Никола Студеный — на мороз тороват», «На Студеного Николу снега навалит гору», «Студеный день — шубу снова надень».

18 Февраля - АГАФЬЯ СКОТНИЦА. АГАФЬЯ ГОЛОДУХА, ТРУБЫ

   Агафья считается заступницей от пожара, и в день ее памяти освящается хлеб с солью, который хранится в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара. Основанием для этого верования послужило одно обстоятельство, указанное в жизнеописании этой угодницы: пожар в Ката не, о котором мы рассказывали выше.

К этому дни в неурожайные годы кончались корма и по крестьянским домам начинал ходить мор — Голодуха.

   Существовала поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть. Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Одно только опахиванье изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет в феврале на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлева. Надо запирать хлевы, убирать их лаптями, обмоченными в деготь, ибо такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.

   Народный обряд опахивания  — это остатки древнего языческого верования наших отцов. Крестьяне совершали его для прекращения коровьей смерти. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляли свершение этого обряд своим женам. Повещалка, женщина старая, опытная, с раннего утра сзывала к себе женщин. В знак согласия участия в опахивании женщины обмывали руки водой и утирали их ручником, который приносили с собой повещалка. После этого она строго приказывала всему мужскому полу, от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великия». Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходила к околице и с диким воплем: «Ай! ай!» — била в сковороду. На этот вызов выходили все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирали ворота, загоняли скот в хлев и привязывали собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносила заговоры на коровью смерть. В это время другие женщины подвозили соху, надевали на нее хомут и запрягались в нее. С зажженными лучинами начиналось троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех шла с сохой повещалка и проводила борозду межеводную, за ней следовало несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их шла толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полной уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть. Во время шествия они пели песню.
http://www.rossichy.ru/ncalendar/2_fev/18_fev.html
С окончанием обряда женщины расходились по домам с уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадалось в это время навстречу неистовым женщинам: его убивали без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть.

В великорусских и украинских селениях были предания, в которых рассказывалось, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах.

В северо-западной Руси, где незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб святой Агафий (освященный в ее честь) как предохранительное от мора средство.

В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, происходили в этот день «большие хлопоты». С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью, от малого до большого. В этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном. Все перебьет и переколотит; ничего не останется на месте. Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим.

19 Февраля - ВУКОЛ ТЕЛЯТНИК. ЖУКОЛЫ

    Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Есть даже поговорка: «На день Вукола — телятся жуколы».

Корова была любима в крестьянской семье — она кормила дом. О ней ласково говорили: «Корова на дворе — харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник».

В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами.  Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее. Стельным коровам готовили лучший корм.

По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом. Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем снимают приволоку — пенку — и едят кашу. Этот обряд моления молока  совершают перед обедом. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку — только теленочку.

Каша молочная пшенная.  1 стакан пшена, 3 стакана молока, 1 столовая ложка сахара, 0,5 чайной ложки соли Промытое пшено засыпать в кипящую подсоленную воду и поварить 5 минут, затем в кашу добавить горячее молоко, сахар и доварить на слабом огне еще в течение 30 минут.

А еще о коровах русский народ накопил множество примет и наблюдений:

В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.

Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока убавит.

Если ласточка пролетит под коровой, будет кровью доиться.

Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.

В какой день приплод в доме, в тот ничего (в ссуду) не дают.

Теленка по спине не гладь — захилеет.

20 Февраля - ЛУКА. МОГУЩНИЦА

В этот День пекли пироги с луком. В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители — почитай, померли — поминай».

Этот день русским народом считался самым «подходящим» для приготовления целебных лекарств из кореньев. Особую силу имела лапчатка. Эта трава, поскольку ее листочки напоминали крест, считалась русским народом «могущницей», то есть травой, в которой заключена крестная сила.

21 Февраля -  ЗАХАР СЕРПОВИДЕЦ. ИМЕНИНЫ СЕРПА

Лунный серп, по народному поверью, в этот день был особенно остр. Крестьяне доставали заткнутый в притолоку 25 или 26 декабря (по новому стилю) серп и показывали его месяцу, чтобы остро наточил он им серпы.

На Захария-серповидца неси серпы точить.

Серповидцу молились бабы-жницы. В некоторых деревнях они доставали серпы и кропили их крещенской святой водой. Говорили: «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».

60

22 Февраля -  НИКИФОРЫ-ПАНКРАТЫ

В этот день всегда принимались за плетение лаптей. Говорили «Наш Панкрат лаптями богат». Или: «Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы».

В этот день полагалось также проверить все хозяйство. Если у Панкрата дело в руках — то у хозяина хлеб в устах.

23 Февраля - ПРОХОРОВ ДЕНЬ. ХАРЛАМПИЙ

   Харлампий считался в русском народе хранителем от внезапной без покаяния смерти. Ему надо было молиться в этот день об избавлении от такой смерти. Святой угодник этот еще почитается покровителем чиновников.

С этого дня начинают слабеть морозы. В народе говорят: «Пришел Прохор — и весна заглянула на двор», «Хоть мороз злится, но весну чует», «До Прохора старушка охала: «Ох, студено!», пришли Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!».

24 Февраля -  ВЛАСИЙ - СКОТИЙ БОГ. КОРОВИЙ ПРАЗДНИК, ДМИТРИЕВ ДЕНЬ, ВЛАСЬЕВСКИЕ МОРОЗЫ, ВОЛОС, ОПАХИВАНИЕ

   Власьевские морозы  в некоторых губерниях считались последними. А в Тульской губернии эти же самые морозы назывались в числе семи крутых утренников. Там говорили: «Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!» Счет утренникам наблюдают так: «Три до Власия, да три после Власия, а седьмой на день Власия». Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы».

В этот день молились о сохранении скота.

   Власий — главный наследник славянского Волоса, хранитель и заступник крестьянского скота. Волос, или Велес, — один из верховных богов и в божественной «иерархии» занимает второе место после Перуна. Летописец Нестор пишет о клятве, которой давали перед Волосом, как богом скота. Эту клятву произносил князь Олег, когда князь был в Константинополе и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром. Само имя бога означает его «велечтимым», ибо Велес значит «велий есть», т.е. великий, а Волос, «влодеющий», значит «обладатель». Он представлялся человеком с бычьими рогами, в простой одежде, держал в руке чашу с молоком. В жертву ему приносились коровы и быки. Идол Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами после принятия христианства. Но еще долго в Ростове отправляли ему службы, пока, наконец, один монах по имени Авраам, не разрушил его капище и не построил на том месте церковь.

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу.

Дмитриев день по голу — Святая по голу.

25 Февраля -  АЛЕКСЕЙ РЫБНЫЙ

В первый день после Власия выставляли пряжу на мороз (зорили), чтобы была она крепка, чиста да бела. В этот же день «морозили» зерно для лучшей всхожести: в течение трех дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева.

Если на Алексея потеки были, то и рыба должна ловиться.
Позорнишь пряжу на Алексея после Власия, будешь с деньгами на Масленицу.
В этот день готовили рыбные блюда.
Расстегаи.

http://www.rossichy.ru/ncalendar/2_fev/25_fev.html


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Песня Жаворонков. Альбомы и дневники. » Святки, свистопляски и прочие обычаи