16 Февраля - СЕМЕН И АННА. ХРАНИТЕЛЬ МЛАДЕНЦЕВ, ПОЧИНКИ - ПО СОХЕ ПОМИНКИ
В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны.
Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.
В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.
С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.
Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».
Соломаха (саламата). Старинный рецепт. Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды, посолить ее, запустить тесто в воду во время кипения; еще вскипятить, помешивая и положить масла постного или коровьего.
В этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей. Надо привязать на шею лошадям кнут и онучи — и домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.
17 Февраля - НИКОЛА СТУДЕНЫЙ. ВОЛЧИЙ СВАТ, МАКОВЫЙ ЗАКАТ
О звериных тропах в лесу только Никола-студеный знает. И только он знает, где устраивает свое логово мати зверям — волчица. На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы. Лисы уджаряются в пляс, дпуг перед другом женятся. Выйдет луна — зайцы начинают носиться сломя голову — золотые рожки, серебряные ножки.
В этот день обычно бывали Никольские морозы. Говорили: «Никола Студеный — на мороз тороват», «На Студеного Николу снега навалит гору», «Студеный день — шубу снова надень».
18 Февраля - АГАФЬЯ СКОТНИЦА. АГАФЬЯ ГОЛОДУХА, ТРУБЫ
Агафья считается заступницей от пожара, и в день ее памяти освящается хлеб с солью, который хранится в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара. Основанием для этого верования послужило одно обстоятельство, указанное в жизнеописании этой угодницы: пожар в Ката не, о котором мы рассказывали выше.
К этому дни в неурожайные годы кончались корма и по крестьянским домам начинал ходить мор — Голодуха.
Существовала поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть. Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Одно только опахиванье изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет в феврале на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлева. Надо запирать хлевы, убирать их лаптями, обмоченными в деготь, ибо такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
Народный обряд опахивания — это остатки древнего языческого верования наших отцов. Крестьяне совершали его для прекращения коровьей смерти. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляли свершение этого обряд своим женам. Повещалка, женщина старая, опытная, с раннего утра сзывала к себе женщин. В знак согласия участия в опахивании женщины обмывали руки водой и утирали их ручником, который приносили с собой повещалка. После этого она строго приказывала всему мужскому полу, от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великия». Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходила к околице и с диким воплем: «Ай! ай!» — била в сковороду. На этот вызов выходили все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирали ворота, загоняли скот в хлев и привязывали собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносила заговоры на коровью смерть. В это время другие женщины подвозили соху, надевали на нее хомут и запрягались в нее. С зажженными лучинами начиналось троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех шла с сохой повещалка и проводила борозду межеводную, за ней следовало несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их шла толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полной уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть. Во время шествия они пели песню.
http://www.rossichy.ru/ncalendar/2_fev/18_fev.html
С окончанием обряда женщины расходились по домам с уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадалось в это время навстречу неистовым женщинам: его убивали без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть.
В великорусских и украинских селениях были предания, в которых рассказывалось, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах.
В северо-западной Руси, где незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб святой Агафий (освященный в ее честь) как предохранительное от мора средство.
В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, происходили в этот день «большие хлопоты». С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью, от малого до большого. В этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном. Все перебьет и переколотит; ничего не останется на месте. Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим.
19 Февраля - ВУКОЛ ТЕЛЯТНИК. ЖУКОЛЫ
Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Есть даже поговорка: «На день Вукола — телятся жуколы».
Корова была любима в крестьянской семье — она кормила дом. О ней ласково говорили: «Корова на дворе — харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник».
В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами. Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее. Стельным коровам готовили лучший корм.
По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом. Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем снимают приволоку — пенку — и едят кашу. Этот обряд моления молока совершают перед обедом. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку — только теленочку.
Каша молочная пшенная. 1 стакан пшена, 3 стакана молока, 1 столовая ложка сахара, 0,5 чайной ложки соли Промытое пшено засыпать в кипящую подсоленную воду и поварить 5 минут, затем в кашу добавить горячее молоко, сахар и доварить на слабом огне еще в течение 30 минут.
А еще о коровах русский народ накопил множество примет и наблюдений:
В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.
Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока убавит.
Если ласточка пролетит под коровой, будет кровью доиться.
Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.
В какой день приплод в доме, в тот ничего (в ссуду) не дают.
Теленка по спине не гладь — захилеет.
20 Февраля - ЛУКА. МОГУЩНИЦА
В этот День пекли пироги с луком. В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители — почитай, померли — поминай».
Этот день русским народом считался самым «подходящим» для приготовления целебных лекарств из кореньев. Особую силу имела лапчатка. Эта трава, поскольку ее листочки напоминали крест, считалась русским народом «могущницей», то есть травой, в которой заключена крестная сила.
21 Февраля - ЗАХАР СЕРПОВИДЕЦ. ИМЕНИНЫ СЕРПА
Лунный серп, по народному поверью, в этот день был особенно остр. Крестьяне доставали заткнутый в притолоку 25 или 26 декабря (по новому стилю) серп и показывали его месяцу, чтобы остро наточил он им серпы.
На Захария-серповидца неси серпы точить.
Серповидцу молились бабы-жницы. В некоторых деревнях они доставали серпы и кропили их крещенской святой водой. Говорили: «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».