Дискуссионный клуб ЭМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Песня Жаворонков. Альбомы и дневники. » Святки, свистопляски и прочие обычаи


Святки, свистопляски и прочие обычаи

Сообщений 1 страница 30 из 60

1

6 января. Рождественский Сочельник.

В Рождественский сочельник 6 января полагалось поститься весь день, готовить праздничное угощение и приводить в порядок одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном—приходить на пир в печальной одежде. Как только загорается первая звезда— значит, Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник. В канун Рождества обязательно колядовали — парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги.

Сочельник, Постная кутья
Под Рождество во дворе жгут навоз и солому среди двора, чтоб родители на том свете согревались. Стол к ужину, осыпается сеном, поверх стелется скатерть

2

Когда Христос родился,
‎Простились нам грехи.
Когда Христос родился,
‎Запели пастухи.
Когда Христос родился,
‎Осёл, петух и бык
У ясель, над Младенцем,
‎Подняли громкий крик.


Говорят, в Рождественскую ночь животные говорят по-человечески.
Говорят, что они даже рассказывают подробности Евангельских событий.

http://www.blog-travuscka.ru/wp-content/uploads/2012/01/sozelnik.jpg

3

7 января. Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

С 7 января и до самого Крещения начинаются Святки - святые дни, связанные с событиями появления на свет Господа нашего. В эти двенадцать дней принято веселиться, думать только о хорошем и проводить время с семьей - ведь праздника дети ждут больше, чем взрослые. Это время радости, игр и веселья - для забот и проблем есть остальные дни в году.
Приметы 7 января
С Рождества и до старого Нового года нельзя сор из дома выметать.

4

Коляда, Рождество
Солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою. Накануне в сумерки всей деревней собираются на высокие костры, молодёжь с вечера колядует.

Коляда́ (также Каляда, Коледа, чеш. Štědrý večer, словацк. Kračun, польск. Święto Godowe, в.-луж. Hody) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.


                               http://ny-info.ru/wp-content/uploads/primety-na-rojdestvenskiy-sochelnik1-150x150.jpg

5

http://cs1.kprf.ru/images/newsstory_illustrations/large/c898f6_kutya.jpg
Рождественский сочельник тоже всё больше людей отмечают.

6

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января)  и 10 (23) мая, Мать — сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе рождественская кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.


http://art.1september.ru/2008/17/19-1.jpg

7

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, тура (быка).


http://via-midgard.info//uploads/posts/2012-09/1348601548_kolyadovshiki-01.jpg

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» [Неуступов А. Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом

.

8

В украинских колядках языческий элемент проявляется в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/351/37351062_Ryazhenuye.jpg

Начинает Колядки Овсень (Оусень), который уступает место Зиме. Кроме Овсеня, выступают ряженые — коза со свитой из зверей, которые подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.


http://s003.radikal.ru/i201/1107/7a/c2275cd0009c.gif

9

В Белоруссии колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца — 1 (14) января, чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.


http://mamalama.by/wp-content/uploads/2011/12/1199367286_00173_3-300x200.jpg

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.
На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.


На Щедрец выбирали самую пригожую девушку — щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки — те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

10

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков.


http://www.nazdar.ru/incs/pics/rusin03.jpg

11

Поговорки и приметы Рождества

Пришла Коляда накануне Рождества.
Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.
Лапти плести (в этот день) — родится (ребёнок) кривой; шить на рождество — уродится слепой.
На рождество Христово метель — пчёлы хорошо роиться будут.
На рождество опока (иней) — урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох.
Если на рождество путь хорош — к урожаю гречи.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Тёмные святки — молочные коровы; светлые святки — ноские куры.
«Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорус.) (так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе).
«Коляда вельми варовитая» (полесье).
Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.
На коляды ночью трещит, а днём плющит.
Пришли колядки — блины да оладки.
Колядки — хозяйские порядки.

12

8 января. Бабий праздник. Праздник собора пресвятой Богородицы.

Бабий праздник или праздник каш - этот день получил свое название потому, что матери считали своим долгом поздравить с праздником повитуху, которая помогала при родах. Повивальным бабкам приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.
Приметы 8  января
В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит.

http://realysm.ru/i/full1346116305.jpg

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.
Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.


http://www.latynin.ru/books/folkart/russianfolkart/image006.jpg

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.


http://www.tunnel.ru/userfiles/ck/images/2672/10.Rozhanicy.jpg

13

9 января. Степанов день.

Степановы труды — день народного календаря славян, отмечаемый 27 декабря (9 января). Об этом дне говорили: «Степан колья тешет». Хозяин вытёсывал колья и ставил по углам двора и в курином закуте, чтобы ведьмы не смогли к избе подойти. Во время Святок нечисть шалила, и потому надо было от неё защищаться.

9 января называли еще лошадиным праздником. Коней поили "через серебро" - на дно ведра с водой бросали серебряную монету -  «на могутность, на резвый ход весной в борозде с сохой-бороной». В деревне мальчишки носят по домам охапки сена, оставляя в каждом доме клочок для коровы, а хозяева их угощают.
Считалось, что от этого животные добреют, не боятся лихого глаза и входят в милость у домового. Монету, которая лежала в ведре, потом так. чтобы этого никто не видел, надо было положить в конюшне под яслями.

Другие названия дня:
Стефанов день, Святой Степан, Степаны зимние, «Ваджэнне мядзведзя» (белорус.), «Бабiны» (белорус.), «Стевањдан» (серб.).

Согласно сербским преданиям, святой Стеван владеет ветрами.


http://12mesyatcev.ru/wp-content/uploads/2009/08/9jan.jpg

14

Начинались молодёжные вечеринки. Во время Святок — несмотря на запрещения церкви — в России было принято колядовать — рядиться, устраивать игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять с Рождеством-Колядой, шутить, петь песни.
В этот день девушки «хоронили» свою грусть-печаль. Для этого в заранее подготовленном месте устанавливали «чашу пагубную», и девушки, подходя по очереди, сливали в неё воду, точно смывали тоску с сердца.


http://theatrefenix.narod.ru/N_Y/zvezda.jpg

На Руси издревле умели и любили гулять. Традиционным развлечением на Руси были выступления вожаков с учёными медведями, всегда собиравшие массу зрителей. Приход медведчиков в село всегда становился праздником. Народ забрасывал все дела и собирался поглазеть на медвежью потеху. Образное описание этого дал в книге «Русские народные картинки» Д. А. Ровинский: «Приход вожака с медведем составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, всё бежало к нему навстречу — и старый, и малый».

Выступления обычно не отличались особым разнообразием, но сопровождалось образными и едкими прибаутками медведчика, веселившими народ не менее, чем сам медведь. Чаще всего в выступлении участвовал ещё и музыкант, в определённые моменты наряжавшийся козой, которая постоянно задирала медведя и даже пыталась с ним танцевать или бороться. Медведи могли выполнять отдельные не сложные действия, напоминавших то, как поступают в различных ситуациях люди: маршировали с палкой, ползли на брюхе воровать горох или репу, изображали пьяного парня и девку с коромыслом, показывали, как мужик портки надевает, а баба платок повязывает, как тёща зятя потчует, а жена мужа голубит и т.п. По большому счёту, это были примитивные пародии на поступки людей, но как раз это и вызывало больше всего веселья. В конце выступления медведь обходил со шляпой зрителей. Деньги, конечно, перепадали за выступление не часто, а вот на продукты народ обычно не скупился: вареные яйца, хлеб, пироги, различные выпечки. Любопытно, что коза была практически обязательным участником медвежьего выступления, но только ряженая. С живой козой медведь не выступал. Бывали случаи, когда во время святочных обходов дворов (колядований) водили и медведя, и живую козу, но выступали они всегда раздельно


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/18/Рождественская_открытка.jpg/300px-Рождественская_открытка.jpg

15

На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой: хмельные напитки за счёт пастуха, а еду приносили наниматели. Наём пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим-хозяином леса или с его детьми.

В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живёт с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».

Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.

Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну инструменты делались заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» — выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т.д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.

Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.

Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. Батожок изготовляли из рябины, на нём делали зарубки по количеству ног скота в стаде, от него зависел удой. В день первого выгона скота пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов.


http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/prazdnik/1227_stefan2.jpg

16

Поговорки и приметы

Степан колья тешет.
В этот день по всем углам двора ставили осиновые колья — чтобы ведьмы не могли подойти.
Пастух рад лету, а сир привету.
В пастухи наймёмся — вся деревня в долгу.
Пришел Стефан — на нём красный жупан (морозный день).
На святого Степана каждый себе пан.

17

10 января. Домочадцев день, или Рождественский мясоед. Агафия и Домна

Продолжаются Святки. Накануне этого дня на Красную горку возле деревни приносили колья и вбивали их в землю. В домочадцев день вся семья приходила на Красную горку, и каждый повязывал на свой колышек свой лоскуток и загадывал желание. В эти дни в русских домах любили собирать гостей и играть в самые разнообразные игры.


http://www.calend.ru/img/content_events/i6/6418.jpg

Мясоед не был праздничным днем, с него начинался длительный период определенного образа жизни православного крестьянина — времени, когда в пищу можно употреблять мясо. Кроме религиозных мотивов, это было связано также с тем, что в первые дни января было принято забивать скотину. Следовательно, на столе появлялось мясо — в первую очередь, свинина. Однако это не отменяло еженедельный пост по средам и пятницам. В народе говорили: «Мясное — в мясоед, но постному — свой черед».

В это время начиналась пора свадеб. Когда, как не в Мясоед, семьи молодых могли накрыть богатый стол для гостей? А поскольку Рождественский мясоед был долгим (он продолжался до Масленицы), времени для веселых брачных обрядов и застолий вполне хватало.

Мясоед называли также Домочадцевым днем. Вся семья собиралась в доме: сообща выполняли работы по хозяйству, вместе садились за стол. Этот день напоминал о том, что семейное согласие — самое дорогое, что может быть у человека. «Когда в семье лад, то и дело спорится, и достаток родится», — говорили люди


http://text-master.ru/images/photos/medium/article1868.jpg

18

11 января. Страшный вечер.

Считалось, что в этот день особенно опасна самая разная нечисть, причем объект ее нападения - дети как самые незащищенные члены семьи.
На дворе собирали колья с Красной горки (см. предыдущий день), а знахарка приносила угли из печи. Старики же из своих постелей натрясали соломы. Зажигали кос­тер — и в огне сгорали все болезни, тоска и беды.

Об этом дне в народе рассказывали великое множество страшных ис­торий.

День сказок и загадок.
В сумерках, когда вся семья, за исключением молодёжи, проводившей время на посиделках, забиралась на печи, да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки, да загадывали загадки.


http://sgpress.ru/44222_i_article.jpg

19

12 января. Порезуха, Анисья-желудочница

Крестьяне режут свиней и гусей и по печени и селезенке судят о характере зимы. Если селезенка ровная и гладкая, то ожидай зиму суровую.

http://chel-school78.narod.ru/LOK-2010/4.jpg

20

13 января. Ще́дрый ве́чер

(укр. Щедрий Вечір, белор. Шчодры вечар, также рус. Васильев вечер) — народный праздник славян; вечер в канун Старого Нового года 31 декабря (13 января) . У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер.

Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю — это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Еще:
Щедрец, Богатый вечер, Богатая кутья, Жирная кутья, «Шчодрык» (белорус.), Щедрая кутья (белорус.), «Щедровки» (полес.), «Куцця з каўбасой» (белорус.), Овсень, Авсень, Порезуха, Куготы (белорус.), «Каза» (белорус.), «Конiкi» (белорус.), «Сільвестр» (белорус.), «Куцця святого козліка» (полес.), Ласточки (полес.), Оготуха (полес.), Васильева каша, Васильевская коляда, Васильева каляда, Кесаретский поросёнок, Меланьи-желудочницы, Меланка (укр.), Маланья толстая, Маланья, «Сировари» (серб.), Окончание праздника Рождества (христ.).


http://topgorod.com/images/deti/shkolniki/shkolniky-schedrivki3.jpg

21

В этот день, утром, начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую. В отличие от постной (на Коляду), её можно заправлять скоромниной (мясом и салом). На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол). Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.

Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней традиции, новогодние обходы посевающих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.

На Меланки ходят и группы парней. Это называется «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из них, обычно, переодет в женский наряд и его называют Меланкой.

По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы, соломы, что стояли наготове от Святого вечера до Нового года, потом прыгали через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой.

А на следующий день, на рассвете, идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крёстным отцам и другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом.

http://www.restoran.ua/storage/images/restoran/kiev/news/prazdniki/novyi-god/rezerv-zaranee-2012/rozhdestvo-2011/2012-01-13-garbuz/schedryj-vecher-v-garbuzike2/1072470-1-rus-RU/SCHedryj-vecher-v-GarbuziKe_full.jpg

Первый посевающий на Новый год приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость в новом году. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством. Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека. Поэтому девушки как правило не посевают, а если и принимают участие — то в дом или не заходят или заходят после ребят.

22

Верование и гадание

С щедрой кутьёй связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новый год встретить в мире и согласию». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие.

Вечером в этот день девушки гадают.

При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.

В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:
выходят на улицу, и какое животное встретится первым — таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца — тихим и послушным, и тому подобное;
у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.


http://www.alegri.ru/images/photos/medium/article814.jpg

23

Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:
если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
если падает мягкий снег, — к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
какой первый день в Новом году, такой и год будет;
если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.

24

14 Января -  ВАСИЛИЙ СВИНЯТНИК

   

По старому стилю наступает Новый год, поэтому не ничего удивительного в том, что именно Васильев день у крестьян на Руси считался «отправной» точкой в году. Они, желая напомнить что-нибудь былое, говорили: «Случилось на Васильев день» — или: «Он нанялся от Васильева дня до Евдокей», — то есть с 1 января по 1 марта.

   В этот день на Руси ходили с пожеланиями добра, богатства и мира. В этот же день был так называемый праздник Овсеня  (языческого бога плодородия), когда молодежь ходила по домам и «сеяла овес»: из мешка раскидывали по дому овес и пели песни во славу будущего урожая. Во время представлений Овсень ехал на поросенке, а за ним шли ряженые.

   В этот день совершали засевание зерен. Дети, рассыпая зерна ярово­го хлеба, говорят: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме сбирает на полу зерна и хранит до посева.

   Василий Великий считается покровителем свиней в нашем народе. Пастухи наши глубоко чтут Василия и боятся прогневить его. В Орловской губернии на Новый год готовят жареного поросенка и называют его касарецким, очевидно, от названия Василия Великого — Кесарийским.

Для Васильева вечера варят свиные ноги. Крестьяне ходили в этот вечер подокна, сбирать пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинкуда боровка выдай для Васильева вечерка». Подходя к окнам, причитывают: «Кишку да ножки в верхнее окошко».


http://rusfolklor.ru/wp-content/uploads/2008/08/100480-300x252.jpg

25

Васильев день разделял Святки, ибо с него начиналось «страшное» время, когда особенно неистовствовала нечисть.

На Васильев вечер день прибывает на куричий шаг.

Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай орехов.

Сильный мороз предвещал хороший урожай.

На Василия Великого свиную голову на стол.

Новый год первый час дня набирает.

Коли первый день в году веселый, то и год будет таков.

26

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/392/35392379_supchik__dlya_lyubimogo.jpg

В этот день совершается варенье каши до рассвета. Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносила из амбара круп, а старший из мужчин — воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается, иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу: «Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звалипозывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». Затем все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол, в ожидании каши. Когда поспеет каша, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривают: полон ли горшок? Нет более несчастия, если каша вылезет из горшка. Это явная беда всему дому. Худое предвещает и трещина в горшке. Потом снимают ножом пенку: каша красная предвещает счастье всему дому, будущий урожай и талантливую дочь. Каша белая угрожает бедами. Завтрак из каши оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в реку.

«Русского мужика без каши не прокормишь», — говорили в народе.

Каша — одно из древнейших блюд человечества. Существует даже версия, что хлеб произошел от каши.

Каши подавали просто как отдельные люда. Их использовали как начинки в пирогах, фаршировали птицу и просят, а также варили к супам, борщам и щам.

Крутая гречневая каша. 400 г крупы просеять, обдать кипятком, размешать, слить воду. Переложить в кастрюльку без ручки, но с крышкой, положить 1/2 чайной ложки соли, ложку масла, размешать, обдать кипятком, чтобы только покрыло, размешать, поставить на плиту, дать вскипеть, мешая. Поставить на пар, т. е. в кастрюлю с кипятком на 3 — 4 пальца. Кашу накрыть крышкой, не мешать ее более. Кипятить часа три, подливая кипятку в большую кастрюлю, чтобы вода не переставала в ней кипеть. Так приготовленная каша очень рассыпчата, вкусна и спорна, так как не образуется, при стенках, корки.

   Гурьевская каша. «Первым гастрономом в Петербурге» по праву называли министра финансов графа Д. А. Гурьева, — пишет в своей книге «Застольный этикет пушкинской поры» Елена Лаврентьева. — Истинным шедевром кулинарного искусства была гурьевская манная каша, приготовляемая на сливочных пенках с грецкими орехами, персиками, ананасами и другими фруктами, которую граф Гурьев будто бы изобрел в честь победы над Наполеоном».

Однако исследователями истории русской кухни часто приводится и другая история. Вот что пишут в «Традициях, обычаях и блюдах русской кухни» В. М. Ковалев и Н.П. Могильный:

«Однажды графа Гурьева пригласил отобедать к себе в имение отставной майор Оренбургского драгунского полка Юрисовский. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вид каша. Попробовав ее, граф был настолько удивлен и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр еще никогда не ел, хотя слыл большим гурманом. Завязался торг, и вскоре граф купил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина с семьей».

Рецептов приготовления Гурьевской каши также существует несколько. Вот они.

1/2 стакана манки, 2 стакана молока, 1/2 стакана измельченных грецких орехов, 4 столовые ложки сахара, 2 столовых ложки сливочного масла, 1 яйцо, 10 абрикосов, 2 столовых ложки воды

Вскипятить молоко и добавить в него соль, затем постепенно всыпать манку и сварить вязкую кашу. Кашу немного охладить и добавить растертые с сахаром желтки, взбитые белки и обжаренные на сливочном масле грецкие орехи. Все перемешать. Налить в мелкую кастрюлю сливок и поставить для образования пенок в духовку. По мере образования пенок их снимают. В смазанную маслом сковороду положить большую часть каши. Затем выложить слой порезанных и освобожденных от косточек абрикосов, затем — слой пенок, и под конец закрыть все оставшейся кашей. Поместить кашу в духовку и запечь до образования золотистой корочки. Готовое блюдо посыпать грецкими измельченными орехами.

К каше готовят еще и следующий соус: абрикосы без косточек протирают, смешивают с сахаром, добавляют воду и варят до загустения. Подавать соус можно как холодным, так и горячим.

Каша русская, под названием "Гурьевская", с орехами и вареньем, варится еще и так:

400 г орехов грецких или простых, 10 — 20 штук горького миндаля обварить кипятком, очистить от кожицы, мелко истолочь, подливая воды. 6 стаканов сливок влить в большую плошку, поставить на медленный огонь, снимать и складывать на тарелку образующиеся румяные пенки. Когда уже их довольно наберется, всыпать в оставшиеся сливки l/З стакана манки, сварить жидкую кашу, в горячую всыпать истолченные орехи, сахар, размешать, сделать на блюде рант из теста, положить рядами: ряд пенок, опять ряд каши, посыпать сверху сахаром и сухарями, вставить ненадолго в духовку. Подавая, убрать вареньем. Эту кашу можно перекладывать фруктами и вареньем.

Существует и еще один рецепт приготовления этой манной каши.

Надо взять 1,2 л хороших сливок, вскипятить, всыпать 1/2 стакана манки, положить 300 г сладкого истолченного миндаля, чайную чашку верхом сахара и маленький кусочек ванили, истолченной с сахаром; вскипятить все вместе, перелить в глиняную чашку или форму за кулича, засыпать сухарики, поставить в духовку, чтобы запеклось. Подавать, не выкладывая из формы.


http://www.fazenda-box.ru/uploads/posts/2010-01/1263462848_kash2.jpg

27

15 января. День Кура и Курки, Селиверстов день

«Святой Сильверст гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст». Не только на земле зимой студено-морозно, но и под землею: выгоняет мороз лихих сестёр из самого ада.

В России «Селиверстов день» или «День Кура и Курки» отмечается по народным обычаям 2 (15) января. Этот день считается куриным праздником: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены дымом от тлеющего девясила или коровьего навоза с углями. В ряде мест в курятнике непременно висел «куриный бог», чтобы кикиморы не давили кур. Рано поутру старушки-повитушки омывали наговорной водой притолки у дверей, чтобы оградить вход в избу болезням-лихорадкам.


http://4.bp.blogspot.com/-5QCH5Clbl_I/UKH5i1IWmyI/AAAAAAAADTg/brEZnyZr9oE/s1600/1295852234_images-stories-zagruzka_foto-alina-43_11_03_10_36-300x211.jpg

28

Поговорки и приметы

Месяц — на ущерб, а нечистая сила — на свет.
Святой Сильверст гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст.
Лихорадка — не матка: треплет, не жалеет.
Лихорадка пуще мачехи оттреплет.
Уходила, умучила, согнула да скрючила.
В Сильвестра день заговаривают лихоманку.
На всякую болесть зелье вырастает.

Куру и курке слава!
Ребятам раздают петухов из глины.
На Сильвестра волосы не стригут, а то они с головы убегут (к лысине).

29

16 Января -  ОБЕРЕГ КОРОВЫ, Доильница, Пророк Малахия

В этот день лечили (отчитывали) припадочных, скаженных. Считалось, что если на Малахию можно из человека выгнать нечистую силу, то с особой силой она нападает на скотину.

Крестьяне верили, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров. Крестьяне, во избежание зла, привязывают над воротами сальную свечу. Чтобы с коровой не случилось беды, обращались к домовому: «Дедушка домовой, пои мою скотинушку, пои да корми, гладко води. Бежи, молочко, по жилочкам, да в вымячко, из вымячка да в титечки, из титечек да в подойничек да по крыночкам на толсту сметаночку»


http://1.bp.blogspot.com/_oO4si60HBc8/TTNNS0IgaGI/AAAAAAAAHHI/9X7dhk3TbOU/s1600/163_557.jpg

http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.ru/ … /16-3.html

30

Варили в этот день кашу на молоке, овсяную или из муки, остужали ее и прямо в горшке несли в хлев корове. Давали в этот день коровам каравай.

  Не стоит думать, что каша из муки или хлеба — не вкусна. Вот какие мучные да хлебные каши готовил русский народ.

Каша хлебная.  10 ломтиков черствого пшеничного хлеба, 50 г сахара, 100 г творога, 1 л молока, 100 г пшеничной муки, 2 яйца, 500 г слив.

Хлеб замочить в молоке. Из слив выбрать косточки и слегка посыпать сахаром. В смазанную жиром огнеупорную форму уложить слоями хлеб и сливы, и залить смесью, приготовленной из яиц, сахара, творога, муки и молока. Запечь в духовке в течение 40 минут при температуре 200°С.

Каша Ивана Калиты.  50 г ржаного хлеба, 20 г изюма или сухофруктов,

35 г сахара, 0,2 г корицы, 20 г клюквы, 30 г свежих яблок, 30 г сливок (жирность 35%), 5 г сахарной пудры.

Ржаные сухари поджарить и залить кипятком, настоять, процедить. Оставшиеся замоченные сухари протереть через сито, добавить сахар, корицу, яблоки, нарезанные ломтиками, прокипятить в течение 15 минут, после чего ввести клюквенный сок и охладить. Подать в холодном виде со взбитыми сливками.


http://www.kalinka.co.kr/img/kasha.jpg


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Песня Жаворонков. Альбомы и дневники. » Святки, свистопляски и прочие обычаи