Верховный суд решит, сколько платить композиторам

Московская филармония хочет скорректировать законодательство в области авторского права

http://content.izvestia.ru/media/3/news/2012/06/527687/main982_imgb.jpg
Концертный зал Чайковского. Источник фото: meloman.ru

18 июня в Верховном суде будет рассматриваться иск Московской филармонии к правительству России: крупнейшая концертная организация просит пересмотреть нормы авторских отчислений композиторам, действующие с 1994 года.

Суть проблемы заключается в том, что исполнители сплошь и рядом чередуют в одном концерте музыку классиков и современников, живых и мертвых. За Щедрина и Губайдулину платить нужно, а вот нужно ли — и кому — платить за Бетховена?

Постановление правительства РФ № 218, принятое 21 марта 1994 года, оставляет этот вопрос без ответа — там лишь сказано, что с каждого концерта автору следует выплачивать 10% от сбора.

Зато четвертая часть Гражданского кодекса, вступившая в силу 1 января 2008 года, гласит: если композитор почил более 70 лет назад, его творения становятся общим достоянием, и платить за них уже никому не нужно.

Исходя из этого положения, Московская филармония с начала прошлого сезона стала считать деньги иначе: специалисты определяли временную долю «охраняемой» музыки в концерте и сокращали 10-процентную ставку в зависимости от этой доли. Скажем, если в программе вечера были 30-минутное сочинение Гии Канчели и часовая симфония Густава Малера, живому грузинскому классику уходило не 10%, а 3,33% от сбора.

Прошло полгода, и РАО (Российское авторское общество) не выдержало: юристы этой организации, ощутившей потери от выпадающих доходов, подали в суд на столичную филармонию (а заодно и на филармонии Екатеринбурга и Нижнего Тагила, поступившие аналогично московской).

28 марта 2012 года Тверской районный суд Москвы частично удовлетворил иск РАО, но филармония вскоре подала апелляцию.

Теперь, как сообщила «Известиям» главный юрист филармонии Марианна Гайсинская, концертная организация будет отстаивать свою правоту в Верховном суде. В иске к правительству РФ утверждается, что постановление № 218 противоречит Гражданскому кодексу, принятому позднее, и потому должно быть изменено.

Ранее единственная попытка плательщиков изменить пресловутое постановление № 218 окончилась неудачей. В 2010 году сеть кинотеатров «Кристалл-Палас» просила отменить трехпроцентную ставку за трансляцию музыки в кинокартинах (по закону композитор должен получить эти 3%, даже если все права на его сочинение проданы и принадлежат другим лицам). В качестве аргумента приводился все тот же Гражданский кодекс. Однако суд не увидел здесь противоречия и оставил норму неизменной.

Однако в деле филармонии шансы на победу представляются бóльшими, ибо ответчик (Министерство культуры, выступающее от лица правительства РФ), в общем-то, на стороне истца: задолго до суда Минкульт отправил в РАО письмо, где предлагал принять новый порядок расчетов, совпадающий со взглядами филармонического руководства.

Большинство опрошенных «Известиями» композиторов сочли хронометражный подход к делу справедливым.

— Хотя для нас такая позиция не очень хороша, если рассуждать логически, она правильна, — признал председатель Ассоциации современной музыки, композитор Виктор Екимовский. — Когда сыграна фитюлька, а платят как за симфонию — это странно.

Лауреат Госпремии, композитор Владимир Мартынов сказал, что, хоть и доволен работой РАО, но осознает правоту филармонии:

— Может, с точки зрения композитора я что-то не то говорю, но, конечно, нужно судить по хронометражу. В любом случае нам платят настолько комариные деньги, что это даже не предмет для разговора. Я получаю гонорары за свою музыку в кино и на телевидении, а что касается филармонических концертов — не знаю, кто из нашей нищей братии видит эти отчисления. Зато если те же правила начнут действовать в попсе, вот там будет революция: они всех зубами перегрызут за такие деньги.

Президент авторского совета РАО, народный артист СССР, композитор Андрей Эшпай был раздосадован возможным сокращением авторских отчислений:

— Композиторы живут трудно. Но если государству требуется уменьшить и то малое, что раньше полагалось, пусть уменьшает. Можете вообще ничего не платить.

Московская филармония — самая масштабная академическая концертная организация в России и одна из крупнейших в мире. Проводит более 1 тыс. концертов в год, содержит несколько десятков музыкальных и танцевальных коллективов, продюсирует молодых артистов. Финансируется из госбюджета и из собственных доходов от концертов, привлекает спонсорскую поддержку.

РАО является общественной организацией, объединяющей более 26 тыс. членов. В 2010 году (более свежая статистика на официальном сайте РАО отсутствует) сумма аккумулированных обществом отчислений составила 2,693 млрд рублей (т.е. в среднем около 100 тыс. рублей на одного члена). При этом сумма, выплаченная творцам, составила 1,551 млрд рублей (за вычетом налогов). На свои административные расходы РАО удержало 22,87% всех сборов. Юристы общества в 2010 году вели 1338 судебных дел, 95% из которых выиграли.

Самая крупная статья доходов РАО (1,141 млрд) была связана именно с исполнением музыки в концертах. При этом в иске РАО к филармонии значилось, что объем выпавших доходов за сентябрь–декабрь 2011 года составил около 2,6 млн рублей. Учитывая солидный удельный вес филармонии в исполнении современной музыки в России, нетрудно подсчитать: даже если Верховный суд полностью встанет на сторону истца, для РАО это будет означать довольно скромную брешь в годовом бюджете.

http://izvestia.ru/news/527687