Интеллигентность как помеха
Алексей Митрофанов. Фото из личного архива
Последнее время активизировались рассуждения по поводу роли интеллигенции в современном российском обществе. Да и в истории — тоже. При этом тенденция более чем очевидна: свести эту роль к чему-то жалкому, смешному, недостойному и не способному на действия. Дескать, лучше бы ее, этой интеллигенции, и вовсе не было. При этом, как нетрудно догадаться, эти духоподъемные мысли высказывают представители традиционно интеллигентских профессий — не трактористы же заметки пишут в периодику.
...Чтобы ощутить все прелести цивилизации, их надо где-то брать. От трудов праведных не наживешь палат каменных. Не обманешь — не продашь. Добро должно быть с кулаками. Уйма существует мудростей на этот счет.
И ты на всех глубинах своего сознания осознаешь простую истину: если чем больше этических норм, от которых ты — раз! — и откажешься, тем будет у тебя дыхание свежее, планшет шустрее, диван ортопедичнее и силикон озорнее. Выход прост: следует отказаться от таких понятий, как вероломство, клятвопреступление, наушничество, лесть, клевретство. Их нет — и значит, всё это дозволено.
Но тут-то наступает новый и весьма серьезный дискомфорт. Ты с этого момента неинтеллигентный человек. Ведь, положа руку на сердце, все мы прекрасно понимаем, что сколько бы ты языков ни знал, сколько бы высших образований ни имел, сколько бы салонных танцев ни танцевал — к интеллигентности всё это не имеет никакого отношения. Интеллигентность — это не то, на что ты способен, а то, на что ты не способен ни при каких обстоятельствах.
Быть неинтеллигентным очень некомфортно. Но выход виден, выход прост. Объявить войну интеллигенции и выйти победителем из этой битвы. И тогда не будет самого понятия интеллигентности. Нет интеллигенции — нет и проблемы.
Васисуалий же Лоханкин здесь совершенно ни при чем
Неплохое определение интеллигентности. Во-всяком случае оно здорово подходит ко всем нашим т.н. "мэтрам", которых интеллигентами мы можем назвать с очень большой натяжкой, не так ли?..