Разоблачение мифа о демократических СМИ и о "независимых" журналистах.
------------------------------------------------------------------------------
"Независимых СМИ не бывает"
Не может журналист быть совершенно свободным и говорить все, что ему вздумается, если он материально от кого-то зависит. В США журналист не может говорить часто все, что хотел бы, потому что хозяин канала или газеты говорит "Стоп! Этого я не хочу". У нас цензуры нет. Я согласен с тем, что стало меньше независимого журналистского мнения, потому что каналы очень сильно зависят финансово от той или иной среды. Нет телевидения, которые абсолютно бы себя окупало. Особенно если оно специализируется на политике, но социальных проблемах. Это неблагодарная сфера, которая не приносит высоких дивидендов, а стоит очень дорого. В любом случае СМИ ищет источники финансирования. Как бы ни было записано в уставе, кто платит, тот и музыку заказывает. Это же наблюдается и за рубежом. Однако там есть и общественное телевидение. ВВС – это яркий образец. Но даже там уволили генерального директора за то, что он высказал то, что не понравилось правительству. Общественное телевидение независимо по сути, его оплачивает налогоплательщик. Свобода слова записана в конституции многих стран, но существует далеко не во всех. В Австрии нет общественного и частного ТВ, только государственное. Какая может быть свобода слова в Италии, когда практически все телекомпании принадлежат Берлускони! Вот вам страна с тысячелетними демократическими традициями!
Почти 40 лет проработал на ТВ генеральный директор телерадиокомпании "Дон-ТР" Николай Чеботарев
Автор Серпионов Георгий В. 27.04.2006
Почти 40 лет проработал на ТВ генеральный директор телерадиокомпании "Дон-ТР" Николай Чеботарев.
Из них 19 лет он был собкором программы "Время" и "Маяка" по Ростовской области. О свободе слова, о реформе на Дон-ТР и о своих наградах Академик российского телевидения рассказал "Нашему району".
Георгий Серпионов: - Что сейчас происходит со СМИ в городе?
Николай Чеботарев: - Ростов и СМИ области развиваются динамично. Думаю, что все ниши заняты. Ростовское журналистское сообщество всегда считалось сильным в стране. Возможно, этим объясняется то, что в Ростове в начале 90-х быстро развивались негосударственные СМИ. Это благоприятно сказалось на информационном поле региона. Появилась достаточно жесткая конкуренция среди СМИ. Это было добрым началом, это создало благоприятный климат для того, чтобы наши СМИ оказались в числе ведущих региональных СМИ страны. Негативная сторона состоит в том, что практически все каналы телевизионные и радио имеют московских партнеров, которые доминируют в эфире. Нет ни одного канала, который бы вещал самостоятельно на 100% или хотя бы на 50%. Экспансия Москвы ощущается во всем. С одной стороны, это облегчает жизнь местных телевизионных компаний, они получают готовый продукт, при скудном финансовом положении это позволяет им выживать. С другой стороны, нет самостоятельного канала, нет своего лица у ростовских каналов. Все кналы имеют московское лицо.
- Существует ли свобода слова?
- Она есть. Другой вопрос, как ее понимать. Я бывал за рубежом, стажировался в крупных мировых телекомпаниях. Разговор о свободе слова - очень условный. Каждый понимает ее по-своему. Свободы действий у журналистов BBC значительно больше, чем у наших журналистов. Это, прежде всего, зависит от экономической независимости. Не может журналист быть совершенно свободным и говорить все, что ему вздумается, если он материально от кого-то зависит. В США журналист не может говорить часто все, что хотел бы, потому что хозяин канала или газеты говорит "Стоп! Этого я не хочу". У нас цензуры нет. Я согласен с тем, что стало меньше независимого журналистского мнения, потому что каналы очень сильно зависят финансово от той или иной среды. Нет телевидения, которые абсолютно бы себя окупало. Особенно если оно специализируется на политике, но социальных проблемах. Это неблагодарная сфера, которая не приносит высоких дивидендов, а стоит очень дорого. В любом случае СМИ ищет источники финансирования. Как бы ни было записано в уставе, кто платит, тот и музыку заказывает. Это же наблюдается и за рубежом. Однако там есть и общественное телевидение. ВВС – это яркий образец. Но даже там уволили генерального директора за то, что он высказал то, что не понравилось правительству. Общественное телевидение независимо по сути, его оплачивает налогоплательщик. Свобода слова записана в конституции многих стран, но существует далеко не во всех. В Австрии нет общественного и частного ТВ, только государственное. Какая может быть свобода слова в Италии, когда практически все телекомпании принадлежат Берлускони! Вот вам страна с тысячелетними демократическими традициями!
- Сейчас актуален вопрос о переходе на цифровое вещание. Когда это произойдет?
- Недавно я брал интервью у Геннадия Скляра, руководителя Российских радиотелевизионных сетей. Он назвал сроки перехода на цифровое ТВ. При самых благоприятных обстоятельствах цифровое ТВ в России появится не раньше, чем в 2011 году. Это при самых-самых благоприятных обстоятельствах, а таких у нас практически не бывает. Следовательно, это 2015-2020 год.
- Как вы оцениваете журналистику советского периода и современную?
- Тогда не было понятия "заказной материал". А сейчас можно на страницах газет уничтожить человека. Да мы знали, что хаить советскую власть нельзя, областной комитет партии нельзя, дурное слове сказть в адрес ЦК КПСС, это равносильно тому, чтобы подписать себе приговор. Да никому и в голову не приходило. Жизнь была такая, это была норма. Самое близкое телевидение к западному общественному - это региональное государственное, как это не парадоксально кому-то покажется. Потому что я непосредственно подчиняюсь своему гендиректору в Москве Олегу Добродееву. Он нас не контролирует. Не может физически. Время от времени он нас собирает в Москве и говорит: "Мужики, вы ж смотрите, чтобы был порядок!"… И мужики смотрят. Мы сами формируем свою информационную политику. Мы сами определяем, что говорить. Местная администрация не может вмешиваться в нашу работу. Никто столько не критикует администрацию области и города, как Дон-ТР. При этом многие телекомпании стучат себя в грудь и говорят, мы независимые. От кого? Самой независимой в начале 90-х провозглашала себя компания "Южный регион". Где она сейчас? Она в объятиях у администрации области. Как-то на журналистском хурале в присутствии губернатора я сказал: "Владимир Федорович, кто больше всего критикует администрацию? Дон-ТР. Кому вы деньги отдаете? "Южному региону". Вот и судите, где свобода слова. Независимых СМИ не бывает.
Отредактировано Филипок (22-02-2012 09:59:11)