Мерц и Стармер обсуждают действия Израиля после того, как Макрон усилил накал страстей
«Пришло время положить конец войне в Газе», — заявили одновременно лидеры Великобритании, Франции и Германии, при этом все трое находятся под внутренним давлением по этому вопросу.
25 июля 2025 г., 20:59 по центральноевропейскому времени
Эстер Уэббер , Нетте Нёстлингер , Тим Росс и Джорджио Леали
ЛОНДОН — На Великобританию и Германию оказывается давление с целью ужесточения их позиции в отношении Израиля после того, как Эммануэль Макрон заявил, что Франция признает палестинское государство.
Лидеры в Лондоне и Берлине сейчас серьезно рассматривают возможность принятия собственных существенных мер, несмотря на противоречивое внутреннее давление, поскольку, по словам представителя Всемирной продовольственной программы ООН, четверть населения Газы сталкивается с условиями, схожими с голодом .
«Пришло время положить конец войне в Газе», — заявили в пятницу лидеры Великобритании, Франции и Германии в совместном заявлении . «Самые основные потребности гражданского населения, включая доступ к воде и продовольствию, должны быть удовлетворены без дальнейших задержек». Ожидавшаяся в пятницу телефонная встреча трёх лидеров была отложена до выходных.
Но хотя они едины в настоятельной необходимости прекращения огня, более тесная координация действий остаётся затруднительной. Кир Стармер (Великобритания) и Фридрих Мерц (Германия) пока отказались признать государство Палестина, хотя оба ищут новые способы давления на Израиль.
Одним из способов усиления давления на Израиль для правительства Мерца могла бы стать переоценка блокирования предложений ЕС о приостановке Соглашения об ассоциации между ЕС и Израилем , которое предусматривает тесные связи в торговле и других областях сотрудничества.
Представитель канцлера заявил журналистам в пятницу, что он «готов усилить давление, если не будет достигнут прогресс [по таким вопросам, как прекращение огня и гуманитарная помощь]».
Великобритания уже ввела санкции в отношении членов правительства Израиля , но Стармер сталкивается с растущими требованиями — в том числе со стороны межпартийной группы из более чем 200 депутатов — присоединиться к Франции и поддержать признание Палестины.
Некоторые полагают, что осторожность Стармера связана с его желанием поддерживать хорошие отношения с президентом США Дональдом Трампом, который в пятницу прибывает в Шотландию, чтобы посетить два своих поля для гольфа. США оказывали Израилю масштабную военную, финансовую и дипломатическую поддержку на протяжении всей войны.
Хотя Берлин впервые дал понять, что он, возможно, готов принять конкретные меры против Израиля, а Стармер пытается привлечь внимание Трампа, остается вопрос, воспользуется ли премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху какими-либо из этих дипломатических рычагов.
Израиль начал нападение на Газу в октябре 2023 года после нападения боевиков ХАМАС на израильскую территорию, в результате которого погибло более 1000 человек. По данным местных органов здравоохранения, с начала войны между Израилем и ХАМАС в Газе погибло около 60 000 человек.
Немецкое влияние
ЕС изо всех сил пытается оказать влияние с самого начала конфликта, но если Германия решит предпринять более смелые шаги, это может привести к принятию самых жестких на сегодняшний день мер блока против Израиля.
Мерц уже критиковал действия Израиля в необычно резких для немецкого лидера выражениях, но теперь сталкивается с требованиями подкрепить свою риторику делами, в том числе со стороны своего младшего коалиционного партнёра, левоцентристской Социал-демократической партии (СДПГ). На этой неделе два высокопоставленных депутата от СДПГ призвали правительство Мерца прекратить экспорт оружия в Израиль и присоединиться к европейским усилиям по приостановке действия соглашения об ассоциации с ЕС.
На встрече в Брюсселе в среду послы ЕС обсудили кризис в секторе Газа, и четыре страны, включая Германию и Италию, вновь заявили о своем несогласии с принятием мер в рамках соглашения об ассоциации.
Это означало бы наличие «блокирующего меньшинства», способного помешать одобрению любых штрафных мер в ходе голосования представителей стран ЕС в Брюсселе.
По словам дипломата ЕС, пожелавшего остаться неназванным, чтобы говорить откровенно, на встрече в среду около 10 стран, включая Бельгию, Ирландию, Испанию и Люксембург, высказались за хотя бы частичную приостановку соглашения с Израилем.
Дипломат заявил, что возможное решение Германии разрешить приостановку некоторых мер в рамках соглашения об ассоциации будет «огромным» и склонит чашу весов в пользу действий.
«Если бы Германия рассматривала возможность хотя бы немного изменить свою позицию, это имело бы решающее значение», — добавил тот же человек, не в последнюю очередь потому, что Италия, скорее всего, последует ее примеру, и потому, что Берлин до сих пор был верным союзником Израиля.
«Если ваш лучший друг говорит вам, что вы на неверном пути, это произведет гораздо большее впечатление, чем слова незнакомца».
Стармер под огнем
Сообщается, что члены кабинета Стармера призвали его поддержать признание на этой неделе, в то же время более 200 депутатов подписали межпартийное письмо с призывом к правительству предоставить признание.
Один из высокопоставленных депутатов от Лейбористской партии заявил, что он «гораздо более осторожен, чем почти кто-либо другой в партии», в то время как другой сказал, что он все больше «изолируется» в этом вопросе.
Два высокопоставленных деятеля в дипломатических кругах заявили, что теперь он также находится в разногласиях с собственным министерством иностранных дел, где чиновники, начиная с министра иностранных дел и ниже, в частном порядке пришли к выводу, что настало время занять определенную позицию.
Нежелание Стармера, по-видимому, отчасти обусловлено его нежеланием делать что-либо, что могло бы возродить обвинения лейбористов в антисемитизме, а также его укоренившимся подозрением ко всему, что можно было бы назвать «политикой жестов».
По словам Питера Рикеттса, бывшего советника Великобритании по национальной безопасности, поддержание хороших отношений с Трампом также будет одним из приоритетов Даунинг-стрит.
Он предположил, что Стармер не предпримет решительных действий до встречи с Трампом, который прибудет в Шотландию в пятницу, чтобы посетить два его поля для гольфа, и вряд ли окажет полную поддержку идее обретения штата до тех пор, пока Трамп не совершит государственный визит в сентябре.
Это может открыть двери для признания Великобританией Палестины на Генеральной Ассамблее ООН позднее в том же месяце.
Второй бывший высокопоставленный британский дипломат согласился, что премьер-министр не хотел бы «раздражать» американцев перед аудиенцией у Трампа после года целенаправленных усилий по построению хороших отношений с Белым домом.
Эмили Торнберри, депутат от Лейбористской партии и председатель комитета по иностранным делам Великобритании, заявила изданию POLITICO: «Есть длинный список вопросов, о которых нам нужно с ним поговорить, но если у нас есть какой-то капитал в Белом доме, мы должны потратить его на это».
Макрон повышает ставки
Тем временем Франция сосредоточила свои усилия на укреплении поддержки признания государства Палестина.
Макрон уже несколько месяцев публично заигрывал с идеей признания, но момент, выбранный им для этого заявления в четверг, по-видимому, застал французские политические и дипломатические круги врасплох.
«Даже если мы не говорим об условиях, мы всегда говорили, что хотим сделать это в коллективной динамике с другими странами, которые делают жесты в пользу сближения с Израилем, — даже если сейчас это явно сложно, — и другими странами, которые также объявят о признании Палестины», — заявил высокопоставленный французский дипломат.
Отвечая в пятницу на вопрос о заявлении Макрона , Трамп назвал французского президента «очень хорошим парнем», но добавил, что «то, что он говорит, не имеет значения» и что его «заявление не имеет никакого веса».
https://www.politico.eu/article/germany … ce-macron/