Речь Дмитрия Муратова перед торгами его Нобелевской медали:
Сегодня День беженца, и это не праздник. Это день трудной необходимой человеческой солидарности. Моё выступление не будет праздничным.
16 миллионов беженцев Украины. 16 миллионов! 90 процентов беженцев – это женщины и дети. 40% – дети. Две трети всех детей Украины вынуждены покинуть свои дома.
Вот спросите меня, когда такое было? Я вам отвечу: такого никогда не было. Прирост беженцев больше, чем в начале Второй мировой войны.
Больше 5 млн 200 тысяч детей нуждается в срочной помощи. Этим людям убили прошлое. Теперь хотят сломать будущее. Что делать, чтобы их будущее, как развалины убитых городов, бульдозерами не сгребли в какие-то страшные кучи? Мы же испытываем беспомощность от этого? И мы в «Новой газете» тоже испытывали такую беспомощность.
Как помочь мирным людям прожить их жизнь? И мы в «Новой газете» решили отдать в руки Heritage нашу золотую нобелевскую медаль. Heritage, спасибо. Heritage не берет ни одной копейки, ни одного процента, Heritage ничего не берёт себе. Это тоже знак большой солидарности.
Я очень рад, что здесь присутствуют представители ЮНИСЕФ. Я им верю. Наша газета им верит. Мир им верит. Все деньги, которые мы выручим сегодня, мы передаём в ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ в письме, которое мы получили, пообещал, что эти деньги пойдут всем странам, где есть беженцы и дети беженцев Украины. В Польше, в России, в Германии, в Молдове, в Словении, в Венгрии, в Чехии – это основные страны, которые приняли беженцев. Если ЮНИСЕФ решит и мы соберём здесь крупную сумму денег, то они могут часть денег распределить в пользу детей беженцев в Африке и Лаосе.
Мы рассчитываем, что нас поддержат люди по всему миру. Мы хотим, чтобы был флешмоб борьбы с несправедливостью. Мы хотим, чтобы люди выставляли на торги свои личные реликвии для того, чтобы помочь другим.
У одного ребенка, который был беженцем из города Мариуполь, была молитва, мне о ней рассказали: «Господи, помоги мне зарядить телефон, чтобы позвонить маме». Я прошу всех в зале на секунду подумать, что это ваш ребенок.
На нашем аукционе нет молотка, но если бы он был, я бы попросил этот молоток себе в руки, чтобы вбить гвоздь в гроб войне.
Я больше не увижу эту медаль, но я хотел бы увидеть будущее у тех людей, которые теперь её получат.
Спасибо ещё и Нобелевскому комитету, который целиком поддержал идею «Новой газеты» и мою, чтобы мы смогли с помощью Heritage и ЮНИСЕФ совершить эту миссию. Огромное спасибо вам. А теперь делайте ставки, и пусть денег будет много!
(В итоге 103.5 миллионов долларов)