Израильские ракетные удары по юго-западному пригороду Дамаска стали сигналом военным союзникам президента Башара Асада, что связанные с Ираном боевики должны покинуть территорию Сирии. Именно так трактуют нападение на окраину сирийской столицы в самом Израиле. В экспертной среде считают: подобные действия со стороны еврейского государства будут продолжаться до тех пор, пока не возникнет формат сирийского урегулирования, гарантирующий безопасность его приграничных районов.
О том, что район Аль-Кисва, находящийся в 13 км от Дамаска и примерно в 50 км от границы с Израилем, подвергся ракетному обстрелу, первоначально стало известно из сообщения сирийского агентства SANA. По его данным, системам противовоздушной обороны удалось перехватить две ракеты, выпущенные со стороны еврейского государства, однако некоторый материальный ущерб обстрел все-таки нанес. Ни о характере ущерба, ни о человеческих потерях SANA ничего не сообщает.
Издание Times of Israel уточняет, что ракеты были выпущены по построенным недавно военным объектам, которые предназначаются для постоянного базирования иранских сил. Глава находящейся в Великобритании Сирийской обсерватории по правам человека Рами Абдуррахман подтверждает эту версию, уточняя, что под удары попал склад с оружием. Правда, по его данным, в районе Аль-Кисва наряду с иранскими военными и боевиками ливанской группировки «Хезболла» базируется и 1-й дивизион сирийской правительственной армии.
Еще 10 ноября Би-би-си со ссылкой на источник в военной разведке одной из западных стран сообщала, что Иран занялся строительством постоянной военной базы в Сирии. В качестве подтверждения британские журналисты опубликовали несколько спутниковых снимков, сделанных в районе Аль-Кисва в январе, мае и октябре. Times of Israel уточняет, что в этом районе замечены бойцы Корпуса стражей исламской революции – элитной военной организации иранских ВС. В связи с этим Израиль по своим каналам уже передавал обеспокоенность сирийскому правительству. Судя по всему, в Иерусалиме решили, что дипломатического сигнала недостаточно.
«Воздушные удары отправили сигнал Асаду, Тегерану и «Хезболле», а также президенту Владимиру Путину, что Израиль не будет стоять в стороне, если Иран продолжит укреплять позиции в Сирии», – пишет Times of Israel. О значении этих атак, которые произошли в минувшие выходные, отчетливо говорит заявление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. «Мы не позволим режиму (в Тегеране), стремящемуся к уничтожению еврейского государства, обзавестись ядерным оружием, мы не допустим постоянного военного присутствия этого режима в Сирии, где он пытается обосноваться с открытым намерением уничтожить наше государство», – отметил глава правительства. По данным израильской прессы, премьер-министр записал это заявление в качестве обращения к участникам стартующего в начале декабря в Вашингтоне форума с участием американских и израильских политиков.
В экспертной среде отмечают: категоричность Израиля объяснима, однако это не означает, что у Ирана не может быть своих интересов в регионе Ближнего Востока. «Мы все понимаем, что у Тегерана тоже есть свои законные интересы, – заявила главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. – Это государство Ближнего и Среднего Востока, и оно принадлежит этому региону. Более того, Асад сам позвал иранцев, чтобы они ему помогли. Они участвовали в боевых действиях. В любом случае иранцы постараются сохранить любое, хотя бы ограниченное присутствие».
В дальнейшем, как полагает эксперт, у сторон может появиться позиция для торга. Пока что о согласии с постоянным присутствием Ирана на сирийской территории речи не идет. «Сейчас Израиль не допускает этого, но если действительно возникнет какой-то режим урегулирования, который может дать гарантию безопасности Израилю, то он может закрыть глаза на не слишком значительное присутствие Ирана, – полагает Звягельская. – Но пока это лишь теория. До достижения подлинного формата урегулирования далеко. Пока этот процесс продолжается, Израиль будет сохранять максимально жесткую позицию». Не исключено, что от Израиля следует ожидать дальнейшей демонстрации собственной силы, считает аналитик.
Автор: Дмитрий Киселев
В Вильнюсе открывается форум "Свободной России" — съезд российской оппозиции, уже четвертый по счету. Среди "звезд" встречи — Гарри Каспаров, беглый депутат Илья Пономарев, экономист Андрей Илларионов, и другие оппозиционные деятели и журналисты, которые давно покинули родину.
Главным событием на форуме обещает стать составление "списка Путина", куда, по мнению нашей заграничной оппозиции, должны войти люди, ответственные "за нынешнее положение в России". С этим санкционным списком они, надо думать, отправятся в Америку, чтобы сверить — вдруг еще кого-то в действующем американском антироссийском списке нет.
Автор: Елена Ерофеева
На Кафедральной площади Вильнюса — рождественская ярмарка. Немцы жарят колбаски и варят глинтвейн, украинцы разливают борщ по пластиковым стаканам, русские угощают блинами и сорокаградусной. Европа готовится к Рождеству — не до политики.
По другую сторону площади в гостинице "Рэдиссон Астория" собирается российская оппозиция на выезде. Слетелись на форум "Свободная Россия". Главный идеолог Гарри Каспаров приезжает вечером в сопровождении Андрея Илларионова. Охранник снимать запрещает.
В день открытия форума нашу съемочную группу встречает наряд полиции. Тщательно изучают документы, на всякий случай предупреждают: весь день полицейская машина будет стоять напротив гостиницы — сегодня может быть всякое. Уже с порога участники "Свободной России" ставят запреты. Говорим с участником форума Иваном Тюриным.
- Если это форум свободной России, мы — свободная пресса свободной России.
- Вы не свободная пресса. Вы вообще не пресса. Вы — пропагандисты. Вас не аккредитовали и никогда не аккредитуют. Нет, аккредитуют, когда будет демонтаж путинского режима. Будут люстрированы все ваши руководители.
- Нас тогда сожгут всех?
- Не знаю, как получится.
Воинствующие оппозиционеры стараются держать себя в руках. Для них корреспонденты российских государственных каналов — люди нерукопожатные. Вот адвокат Марк Фейгин, защищавший Надежду Савченко, смотрит с яростью, но проходит мимо. Скрывается за спинами литовских охранников, разговора не будет.
Откажется говорить и бывший российский, а ныне перебежавший на Украину журналист Айдер Муждабаев. Чтобы сдержать эмоции, просит воды. Шагами измеряет вестибюль. "Извините, а можно вызвать полицию? Они мне надоели. Они ко мне пристают. Отойдите от меня! Вы нарушаете моё личное пространство!" – остро реагирует журналист.
Еще один — новообращенный украинец, бывший депутат Госдумы Илья Пономарев в интервью не отказывает. Он весел, приветлив, шутит. Когда говорит о России, в его интонации появляется легкая грусть: он бы вернулся, да уголовное дело не пускает. Российские следователи обвиняют Пономарева в растрате 750 тысяч долларов фонда Сколково.
- С удовольствием бы приехал.
- Так уголовное дело, наверное, над вами висит.
- Вот поэтому и не получается. Не получится ж с друзьями поговорить. Только передачу в тюрьме.
- За чей счет банкет?
- За наш. Каждый за себя платит.
- Дорого?
- Ну, вы же здесь останавливаетесь, знаете.
- У нас денег не хватает здесь останавливаться.
- Бедная? Вам проспонсировать гостиницу?
- Нет, спасибо. Мы сами.
У стола аккредитации иностранцев больше, чем русских. Показательно игнорировали только российскую прессу. Нужно было поручительство доверенных лиц, то есть быть вхожим в оппозиционные круги. И хотя свободных мест в арендованном зале было много, посторонних не пускали.
Посиделки оппозиционного кружка большого интереса у общественности не вызвали. Ждали многих — именные бейджи заготовили, блокноты, ручки. Но ехать за канцтоварами в Литву, чтобы просто поговорить, пустое дело. Ведь опять ничего конкретного: ни объединяющей идеи, ни программы. У них общий только вымышленный враг.
Трансляцию вели в Интернете, самым долгим было выступление Гарри Каспарова. Он будто копил в себе ненависть к России и решил выговориться. Во всем докладе — ни одного светлого пятна. Даже Европа под руку с Америкой оказались не надежными: "Я понимаю, конечно, западная элита продажна. Труслива, медленна. И тем не менее, этот механизм постепенно поворачивается".
Народ постепенно растворялся, зал почти опустел. В Вильнюсе собираются уже в четвертый раз.
Шесть часов подряд с небольшими перекурами. Завтра продолжат. Решили обсудить санкции против кремлевской элиты.
КОРОТКО
В этом году в авиационной отрасли России произошло знаковое событие – холдинг «Вертолеты России» объявил о начале производства многоцелевого вертолета Ми-171А2. Новая машина является модернизированной версией модели Ми-8/17. Разработчики включили около ста усовершенствований и технологических решений.
История легендарной «восьмерки» началась более 50 лет назад: серийное производство Ми-8 было развернуто в 1965 году. С тех пор вертолеты семейства Ми-8/17 пользуются устойчивым спросом как многофункциональные, надежные и простые в применении и эксплуатируются практически во всех уголках мира.
В 2009 году холдинг «Вертолеты России» развернул программу полномасштабной модернизации «восьмерки». Первым реализуемым проектом стало создание сертифицируемого гражданского вертолета, ориентированного на перевозку пассажиров и грузов.
Уже в 2014 году холдинг приступил к летным испытаниям первого опытного образца Ми-171А2. Машины в течение 2014–2017 годов успешно прошли все автономные заводские и сертификационные летные испытания, и в августе этого года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало Московскому вертолетному заводу им. Миля переизданный сертификат типа вертолета Ми-171А, в который включена новая модель – Ми-171А2.