Несколько слов о том, что же все-таки означает взлом базы данных ВАДА и что там обнаружили хакеры из Fancy Bears.
Ваш покорный слуга повадился следить за здоровьем, увлекся физкультурой и посещает зал вместе с другими таким же физкультурниками. И вот совершенно непридуманный разговор в раздевалке.
Один говорит другому (матерные «запятые» опустим): «Ты слыхал вчера? Про допинг? Ты прикинь! Эти две черные, которые в теннис… ну, одна такая прокачанная, другая ее сестра такая… они там все допинг жрали! Гимнастка тоже черная, еще какие-то бабы – да полно америкосов! Им препараты давали, как покойникам дают! Как будто при смерти. Наркотики! Там такой скандал! Ну, короче ясно, что они там все на допинге сидели!» Другой ответил коротко: «Да все жрут! Без этого нельзя – понятно же».
Это совершенно стандартная реакция обывателей на то, что рассказывают им по телевизору про это дело. И очень кстати незабвенные слова Владимира Владимировича: не важно, кто взломал, главное – что нашли. Таким образом, хакеры молодцы! Мы немного отпираемся, но самую малость – в то время как весь мир говорит, что эта группировка русская. И все теперь уверены, что это ответный удар русских за Рио.
И означает это лишь то, что мы еще глубже увязли в этой поганой истории. Делали из допингеров то ли жертв, то ли героев, отрицали очевидное, упирали на «сам дурак», а теперь еще и взламываем базы. Репутация у нас – ни к черту.
Но Путин же сказал, что главное – что нашли! И что нашли? Нашли то, что десятки спортсменов принимают препараты, внесенные в запрещенные списки. Сказав только это, вы и даете обывателю повод кричать, что америкосы все на допинге, нас обвиняют, а сами еще больше жульничают, ну и так далее. На самом деле никто с первого дня и не отрицал, что опубликованные документы – это правда. Но правда состоит в том, что атлеты принимают все эти препараты с официального разрешения, которое именуется Терапевтическим исключением (ТИ).
Если у тебя есть какой-то недуг, ты запрашиваешь разрешение на прием таких препаратов из запрещенного списка, и тебе это разрешение дают. Или не дают. И теоретически, конечно, можно смухлевать и сказаться больным. Но на практике это сделать весьма непросто. Ты должен не только пройти независимое освидетельствование, но и предоставить полную, подробную и многолетнюю историю болезни. Ты должен реально доказать с кучей бумаг, эпикризов, рентгенов и еще бог знает чего, что ты действительно чем-то болен.
Именно по этой причине спортсмены развитых стран получают больше ТИ, чем в странах третьего мира и в России, кстати, тоже. У нас таких на высшем уровне – единицы. Мы с вами сами ходим по врачам и представляем себе, как это бывает. Сбор справок, анализов, уровень врачей и оборудования. Хотя спортсмены лечатся в лучших условиях по сравнению с простыми гражданами, но если сравнивать с мировыми стандартами, то увы. Реально собрать стопроцентно доказательный пакет документов для получения ТИ нашим гораздо сложнее. Многие даже и не пытаются поэтому.
Поэтому хакеры просто открыли Америку. И не ту, которая США, а ту, в которой хранится секрет Полишинеля. Обнародовали под видом страшного заговора то, что никаким тайным криминалом не являлось. Зато позволило прокрутить очередной виток пропагандистской истерии, что косвенно действительно подтверждает русское происхождение группы Fancy Bears.
У нас еще любят говорить, мол, если больной – лечись или выступай в Паралимпиаде. На самом же деле ни у кого из «разоблаченных» никаких смертельных недугов нет. Все те же болезни или отклонения, которые есть и у нас с вами и которые не мешают нам более или менее прилично жить. Про каждого второго и не скажешь сходу, что у него целый букет проблем и он ходит по докторам. У спортсменов то же самое.
Многие из этого списка принимали препараты, которые даже теоретически не давали им преимущества в их видах спорта. Ни силу, ни ловкость, ни выносливость не улучшали. Но требовались по медицинским показаниям по каким-то причинам.
Это не значит, что с выдачей ТИ все абсолютно понятно. Потому что комиссии, их выдающие, также не вполне прозрачны, как ВАДА и вообще вся деятельность спортивных структур.
Есть вопросы и по поводу включения в список каких-то веществ, как было с мельдонием.
Есть споры по поводу допустимых доз. В каком случае лекарство просто лечит, а в каком уже дает дополнительное преимущество перед конкурентами.
Но в целом хакеры попали пальцем в небо и если кому-то и повредили, то только нам. А еще атлетам, вроде одной знаменитой бегуньи, которую лечили очень сильным препаратом, пардон, при менопаузе. И вот такие атлеты от разглашения таких сведений морально пострадали, безусловно.
Итог. Русские не только тотально сидят на допинге, но еще и взламывают базы данных, и верить им нельзя теперь ни в чем. Так сейчас думают о нас повсюду. И эту репутацию тщательно и долго создавали мы сами.