Прежде всего, хочу выразить своё восхищение работой Оргкомитета, который уже в пятый раз проводит в столице Пермского края такой многоуровневый, крайне интересный и живой форум мусульманской культуры. Я здесь не первый раз и с удовлетворением свидетельствую, что это один из лучших межрегиональных культурных проектов в России. Да вознаградит Аллах его организаторов и да подаст силы развивать и преумножать духовные сокровища наших народов!
Заявленная в самом названии нашей конференции тема «Проблемы и перспективы развития мусульманской общины России», вне сомнения, актуальна. Сегодня я хотел бы обсуждать не какие-либо отдельные проблемы, но высказаться по принципиальному вопросу, который мешает и будет всегда мешать решению любых наших вопросов! Возможно кому-то постановка вопроса покажется резкой. Речь идёт о том, что в сознании мыслящей и творческой элиты российского общества Ислам до сих пор не включён в круг обсуждения и тем более - не воспринимается как резерв и потенциал общероссийского позитивного развития. Если сказать предельно коротко, то ситуация такова.
По Конституции в России не может быть государственной идеологии. Но фактически в правящей элите развивается и прорабатывается прото-идеология, формула которой – воссоздание Русского мира. И в самой этой концепции место и роль Ислама никак не продумывается, а мусульманское население страны не учитывается. И это при том, что глава страны, Президент Путин неоднократно с высоких трибун говорит о том, что наша страна и православная и исламская по традициям и культуре, что необходимо на новый уровень вывести собственное исламское богословие и провести новую социализацию мусульман.
Итак, первый парадокс налицо. Так вот, именно из-за того, что на уровне стратегического осмысления и проработки, условно говоря, «Ислама в будущем России нет», не решаются те многочисленные вопросы, которые мы и в центре, и на местах постоянно ставим перед собой, и перед государством и обществом. Разве сложно решить проблемы мусульман в России – от строительства мечетей и культурных центров до запрета платков у девочек в школах и классики исламской литературы?.. Нет, все проблемы легко решаемы – но только при наличии ясной стратегии.
К примеру, вот здесь в Пермском крае – от доброй воли губернатора и мэра всё решается ясно и чётко. Но ведь так не везде. Строгая вертикаль власти в общероссийском масштабе даёт такой результат: при отсутствии четко артикулированной сверху стратегии, власти регионов действуют на своё усмотрение. В Перми это усмотрение доброжелательно, а где-то совсем наоборот.
Но здесь есть не только внешний, социальный момент. Существует и внутренний, внутримусульманский и даже, я бы сказал, личностный аспект вопроса. Об этом говорит нам Коран: «Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя». В данном случае нам указано, что корень существующего положения в России прежде всего в том, какой сами мусульмане, из глубины своего сердца, дают импульс в общество. И тут мы видим огромную проблему. Она наша внутренняя, личностная прежде всего.
Предлагаю вам такую картину, в которой переплетаются наши недостатки в отношении общества и государства Российского – и ответная реакция.
К сожалению, на протяжении столетий российские мусульмане вообще не играли роли в формировании идеологической повестки дня в России. До 1917 года господствовали православное понимание социальных отношений и православная идентичность. Затем - советская идентичность, которая на первых порах мыслилась интернационально, но с годами всё сильнее начинала походить на дореволюционную модель. С 1990-х годов мы наблюдаем кризис идентичности, что подчёркивал и Путин на Валдайском выступлении 2013 г. При формировании новой идентичности обращаются к наследию прошлого, прежде всего к русским философам, но при этом совершенно не учитывают, что они творили в другую эпоху. «Русская идея» Достоевского, Ильина или Бердяева — это прекрасные образцы историософской мысли, но они высказаны для дня прошлого, а не для дня сегодняшнего!
Безусловно, требуется обращаться к наследию отечественных мыслителей, особенно дореволюционной эпохи, но при конструировании российской идентичности также нужно исходить из современных реалий. Путин справедливо отметил: «Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».
И я уверен, что российские мусульмане готовы занять активную общественную позицию в заявленном Путиным «живом организме», и принять участие в конструировании облика новой евразийской цивилизации консервативного типа.
Чтобы быть плодотворными и успешными в этой работе , необходимо начать с покаяния, внутреннего интеллектуального усилия, самокритики. По слову Корана – сначала «измениться самому»! Наш выдающийся мыслитель Исмаил-бей Гаспринский писал, что мусульманское население чувствует лишь внешнюю, формальную связь с Российской империей. Эта связь ограничивается обязанностями, повинностями и самоотверженным служением. Но этого мало. По его мнению, желательно, чтобы «эта ещё внешняя, официальная связь приобретала всё более и более нравственный характер; чтобы она неустанно укреплялась и оживлялась сознанием не только её политической необходимости, но и сознанием её внутреннего исторического значения и полезности; желательно, чтобы русское мусульманство прониклось убеждением в том, что Провидение, соединив его судьбы с судьбами великой России, открыло пред ним удобные пути к цивилизации, образованности и прогрессу». Эти высоко духовные мысли сформулированы в 1881 году. Но только сейчас мы имеем условия для их воплощения! Уникальный момент. Благоприятный момент.
Итак – сейчас крайне важно помочь развитию той прото-идеологии, которая формирует наше будущее. В чём, вкратце, может быть наш вклад? Первое: мы будем критиковать упущения классиков русской мысли. Явным упущение историософских проектов русских философов — будь то «русская идея» Ильина и Бердяева, «славянофильство» Данилевского и Леонтьева, «евразийство» Савицкого и Трубецкого — то, что в них практически не уделено внимания мусульманскому фактору. Может быть, лет сто назад этот фактор не был так актуален. К тому же господство православной идеологии сдерживало его продуктивный анализ. Однако, сейчас уже нет возможности закрывать на него глаза, а в будущем — как свидетельствуют демографические прогнозы — его роль лишь возрастёт. Каковой должна быть российская (или евразийская) идентичность, чтобы мусульмане чувствовали себя её частью и могли обогащать её изнутри?
Ответ уже дан в неоевразийской прото-идеологии кремлёвской элиты. Складывающаяся российская идентичность сочетает приверженность многополярности, традиционным ценностям, традиционному мультикультурализму и умеренному консерватизму. Это обозначает демонополизацию «русской идеи» со стороны православия, вывод традиционного Ислама из медийного гетто, создание позитивного облика российского мусульманства и других религий. В такой ситуации российские мусульмане смогут почувствовать себя активными участниками процесса конструирования российской (евразийской) идентичности. Для них это будет обозначать приверженность патриотизму, гражданственности, демократизму, традиционным ценностям, национальной и общероссийской культуре и т. д.. И это в разы снизит вероятность радикализации, подогреваемой нашими геополитическими конкурентами извне.
В заключение я хотел бы обратиться к ещё одной идее Гаспринского. Она является ключевой в нашем самопознании и общественном самоощущении. Отмечая специфический характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, он пишет: «Говоря о татарском господстве, следует подумать о том, что оно, может быть, охранило Русь от более сильных чужеземных влияний и своеобразным характером своим способствовало выработке идеи единства Руси, воплотившейся в первый раз на Куликовском поле». Гаспринский подчеркивает, что татары способствовали «консервации», «сохранению» русской духовной культуры, чего явно не следовало ожидать от шедших с Запада католических крестоносцев. Но, замечает он, «долг платежём красен!» - и чем же теперь может отплатить татарам Россия? Для Гаспринского — это распространение европейских наук и знаний вообще. И эта задача выполнена – татары, как и иные мусульманские народы России, давно уже включены в единый образовательный поток единой Евразийской цивилизации. Живут не просто формально в едином правовом поле, но и дышат одним воздухом, перенимая и достижения и болезни - взаимно и взаимообразно.
Среди болезней – это тот ультралиберальный по идеологии глобализм, который сметает на своём пути все национальные и религиозные традиции. Это угроза, идущая с Запада. И от неё нас защищает именно государство Российское с его опорой на традиционализм и консервативные ценности традиционных религий.
Но есть и угрозы с Востока. Зададим себе вопрос, глядя на происходящее на Ближнем Востоке: что было бы, если бы татары, башкиры, чеченцы и другие мусульманские народы не находились сейчас в составе РФ? Что ждало бы наши мусульманские традиции? Значит, и в этом вопросе государство Российское дало нам уникальные преимущества.
Наверное, в этом и состоит великое Провидение Бога, что, выдержав сложные периоды взаимоотношений с русским государством, мусульманам Евразии удалось сохранить чистый, неискажённый Ислам. А в условиях современных идеологических поисков Россией «своего лица» для нас открываются широкие перспективы для развития собственных традиций и совместной работы с представителями других религий на благо Родины и человечества. Кто знает, может быть, уже в ближайшем будущем мечты Исмаила Гаспринского о том, что российское мусульманство возглавит интеллектуальное развитие и культуру остального мусульманского мира станут явью? И тогда решатся все те локальные проблемы мусульман в нашей стране, на которых мы сейчас заостряем внимание?