Медиафрения. Протоколы останкинских мудрецов
15 ИЮЛЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В последнее время в российском официальном публичном пространстве стало модным отмечать заслуги Геббельса. То федеральный телеканал «Россия-24» назовет его великим, то Путин публично отметит талант и эффективность рейхсминистра пропаганды. В то же время имя Геббельса, а также термин «геббельсовская пропаганда» используются для дискредитации оппонентов как полюс абсолютной, тотальной лжи.
Полагаю, что это не вполне справедливо, поскольку происходящее сегодня в российском информационном пространстве по степени изобретательности, лживости, цинизму и мощи пропагандистского потока существенно превосходит то, что обрушивал на головы своих соотечественников Геббельс.
Если уж идти путем аналогий, то реальным предтечей останкинских пропагандистов скорее можно считать редактора еженедельника «Штурмовик» Юлиуса Штрейхера, которому нацистские вожди Геринг, Гесс и тот же Геббельс периодически запрещали издавать его журнал и публично выступать, поскольку считали его ложь слишком грубой, примитивной, способной скомпрометировать Германию.
Любимым занятием Штрейхера была перепечатка «Протоколов сионских мудрецов», а также придумывание всяческих историй про немецких младенцев, принесенных евреями в жертву, и белокурых германских девушках, евреями же изнасилованных.
Судя по последним сюжетам, учителем российских пропагандистов является не Геббельс, а именно Штрейхер.
Кровавые младенцы Константина Эрнста
12 июля в главной новостной программе Первого канала «Время» был показан сюжет, который должен был потрясти несколько десятков миллионов телезрителей. Изможденная женщина, которую представили как беженку из Славянска по имени Галина Пышняк, говорит страшное: «Центр города. Площадь Ленина. Наш горисполком — это единственная площадь, куда можно согнать всех людей. На площади собрали женщин, потому что мужиков больше нет. Женщины, девочки, старики. И это называется показательная казнь. Взяли ребенка трех лет, мальчика маленького, в трусиках, в футболке, как Иисуса на доску объявлений прибили. Один прибивал, двое держали. И это все на маминых глазах. Маму держали. И мама смотрела, как ребенок истекает кровью. Крики. Визги. И еще взяли надрезы сделали, чтобы ребенок мучился. Там невозможно было. Люди сознание теряли. А потом взяли маму, привязали до танка без сознания и по площади три круга провезли. А круг площади — километр». Конец цитаты.
Доказывать, что весь сюжет с первого до последнего слова — выдумка лжецов с Первого канала — значит не уважать читателей. Тем более что эту работу за меня сделала «Новая газета», опросившая жителей Славянска, которые, естественно, ни о чем подобном не слышали, и «Дождь», связавшийся с украинскими журналистами. Мгновенно выяснилось, что в Славянске нет площади Ленина, а Галина Пышняк не из какого не из Славянска, а из Обухова Киевской области. Ну а про «распятого младенца», которого мучили полтора часа в присутствии тысяч людей, и при этом не нашлось ни одного видеодокумента, живого свидетеля или хотя бы кого-то из местных, кто что-либо об этом слышал, говорить уже неловко.
За три дня до эфира Первого канала похожий текст опубликовал профессор МГУ Дугин в фейсбуке. Правда, мальчику там было не три года, а шесть, убили не мать, а отца-ополченца, но главное ядро кровавого мифа-навета, а именно распятие на рекламном щите, это ядро сохранено.
Федеральные каналы не первый раз транслируют маниакальный бред, используя его для разжигания ненависти. Не стерлась еще из памяти Ирина Бергсет с ее сыном, которого похотливые норвежцы наряжали в костюм Путина для коллективного надругательства. Но этот случай особый.
Потенциальная аудитория (охват) Первого канала — 98,8% населения России. Доля телезрителей, которые смотрят программу «Время», колеблется от 7,3 до 37,7%. Я не знаю, сколько человек смотрело сюжет про «распятого младенца», но, с учетом резонанса в социальных сетях, от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов человек.
Решение о публикации текста в блоге принимает 1 (один) человек — автор.
Решение о публикации текста в газете принимает два-три человека: автор и редакторы (редактор отдела и главный редактор).
Выход материала в эфир — это всегда продукт жизнедеятельности многих, как минимум пяти-шести человек.
Каждый из них несет свою долю ответственности за то преступление, которое было совершено в вечернем новостном эфире Первого канала 12 июля 2014 года. Назову двоих. Юлия Чумакова, заведует Южным бюро Первого канала в Ростове-на-Дону. Это главный исполнитель и режиссер «ужастика». Именно она изображала ужас и потрясение в эфире, находясь в кадре с самодеятельной актрисой, исполняющей роль беженки, и выслушивая ее прочитанную по шпаргалке ложь.
Но главная ответственность, конечно, не на ней. Константин Львович Эрнст, по мнению российских телекритиков, самый талантливый продюсер и наименее гнусный из большой тройки главных теленачальников страны. Встроен в систему, конечно, но в особых гадостях не замечен, да и человек творческий, богемный. Короче, людоед, конечно, но с человеческим лицом. Практически гуманист.
После эфира с «распятым младенцем» очеловечивание Эрнста невозможно. Он — преступник. Статьи 282 («Экстремизм») и 354 («Призывы к разжиганию агрессивной войны») — это минимум, за что он должен ответить.
Сколько миллионов из тех десятков миллионов россиян, которые увидели эту фальшивку, поверили, что это правда? Для скольких из них именно эта фальшивка стала спусковым крючком ненависти, после которого они до конца жизни будут считать Украину фашистским государством, а украинцев нелюдями?
Скольких украинцев именно этот кровавый навет окончательно оттолкнет от русских, от России, заставит считать российских журналистов самыми отвратительными и лживыми тварями на земле? И сколько еще российских журналистов, заслуженно или незаслуженно пострадают из-за этого мнения?
Сколько из тех, кто поверил Эрнсту, его каналу и стал ненавидеть, имеет навыки войны и готовность, снявшись с места, поехать защищать «русских младенцев» на юго-восток Украины? Сколько из них вернется «двухсотыми»? А сколько сделает «двухсотыми» украинских и русских ребят, которые защищают Украину от таких зомбированных Эрнстом россиян? При охвате и рейтинге Первого канала получается целый бассейн, наполненный кровью.
Константин Львович, вам как в этом бассейне? Не горячо? От запаха не тошнит?
Фасеточная правда Владимира Сунгоркина
В ряду руководителей российских СМИ федерального масштаба Владимир Николаевич Сунгоркин, главный редактор «Комсомольской правды», выделяется цельностью своей натуры. Он что думает, то и говорит. А что говорит, то и делает. Мне очень понравилось его «Особое мнение» на «Эхе Москвы» от 11.07.2014. Особенно то место, где Сунгоркин объясняет, почему российские СМИ постоянно врут. Это, оказывается, потому, что «одной, стерильной правды не существует. Муж с женой ссорятся, мальчик с девочкой. У каждого своя правда… Своя правда у немцев, американцев, русских, украинцев. У всех есть какая-то своя правда». Конец цитаты.
Эта теория сугубо гендерного и национального характера истины, изложенная Сунгоркиным, мне представляется серьезным вкладом в мировую философскую мысль. Поскольку ни один философ, размышлявший о природе истины, от Парменида до Сартра, до такого не додумался.
И надо сказать, что Владимир Сунгоркин является не только теоретиком, размышляющим о разнообразии национальных правд, но и практиком, воплощающим эту теорию в жизнь. В колонках «Медиафрении» неоднократно упоминалась и характеризовалась та «правда» о событиях в Украине, которую размещает «Комсомолка» на страницах своей российской версии.
Чтобы освежить в памяти, можно открыть любой номер и любой материал об Украине последних месяцев. Предмет анализа и наблюдения — терминология и интонация, отношение авторов. Вот последняя заметка Николая Варсегова о Коломойском. Власть в Украине — это «хунта». То, что произошло, характеризуется как «майданная банда, совершившая кровавый государственный переворот на Украине». А вот материал Евгения Черных под названием «Украина — вязанка соломы для поджога России». Автор привлекает в качестве эксперта экономиста Делягина, который как раз и объясняет, что Украина — это вязанка соломы, с помощью которой США пытаются поджечь Россию и устроить таким образом Третью Мировую войну (заглавные буквы цитируемого источника). Оказывается, Обама таким экзотическим способом хочет списать долг США.
Я привел эти отрывки российского варианта «правды» от Сунгоркина совсем не для того, чтобы их комментировать или, не дай бог, опровергать. Зачем опровергать Делягина. Его достаточно процитировать. Цель этих примеров комсомольской «правды» для россиян лишь в том, чтобы сопоставить ее с тем вариантом «правды», которую тот же Сунгоркин предлагает для употребления гражданам Украины.
Итак, берем в руки «Комсомольскую правду в Украине». Да-да, именно «в» Украине, без всяких там «на». Украинская «комсомолка» освещает события с диаметрально противоположной точки зрения, по сравнению со своей российской сестрой (или мамой?). Это практически «Новая газета» или даже хуже того, это «ЕЖ» какой-то, прости господи. Вот смотрите, как «КП в Украине» описывает ситуацию в освобожденном (а не оккупированном!) Славянске. Во-первых, фото и описание того, как жителям раздают тушенку, масло, сало и консервы. И это вместо того, чтобы рассказать, как «правый сектор» всех вырезал.
Во-вторых, описание телефонных разговоров жителей Славянска с родственниками, до которых наконец смогли дозвониться, поскольку при ополченцах у всех разрядились телефоны. Цитирую:
— Привет! Мы живы… Расстреляли матерей ополченцев?! У нас на площади?! Что за бред? Киселев показывал… Ну, ладно, он дурак — а вы? Нет, у нас ничего не показывает. Что?
А вот «КП в Украине» приводит мнения жителей Славянска о главном герое ополчения, о Стрелкове-Гиркине. Цитирую голоса жителей, которые приводит украинская «Комсомолка»:
— Понимаешь, они тихо пришли — и за один день тихо вышли. Я вот сижу теперь, думаю: а что это было? …
— Этот Стрелков — Иуда. Обещал — ему все поверили. А что получилось: голод, жертвы… Сам уехал...
На страницах издания подсчитываются ошибки Стрелкова: во-первых, выбрал не того в мэры, Пономарев обложил всех данью. Во-вторых, переоценил боевой настрой местного населения. А как не получилось мобилизовать в ополчение, стали угрожать семьям, шантажировать, сажать в камеры.
Отношения жителей Славянска и украинских военных «КП в Украине» иллюстрирует диалогом между бойцом 80-й Львовской десантной бригады и местным стариком, который вызвал десантников к себе во двор разминировать растяжку. Боец снял громоздкий бронежилет и полез проверять. Оказалось, просто банки нанизаны, вроде сигнализации ополченцев. Старик — ругаться: ты что, мол, без бронежилета, а если бы рвануло? «Тогда на одного бандеровца стало бы меньше», — улыбается парень. «Ну, может, не все вы там и бандеровцы», - смутился дядька. — «Так и вы не все сепаратисты, верно?» — «Это верно. Да, — кивает старик. — Если голодные, у нас вот абрикосы, вишня. Все свое».
Когда я читал этот репортаж «правды от Сунгоркина» для украинцев, в памяти всплывали колонки ненависти, которыми переполнялась и переполняется «комсомольская правда от Сунгоркина» для россиян. Репортажи Стешина и Коца, лично допрашивающих украинских военных, которые сидят в яме, избитые, без штанов с мешками на головах. И бесконечная «хунта», «фашисты», «бандеровцы», «майданутые» и пр. и пр.
Я, конечно, все понимаю, бизнес, выстраивание отношений, вписывание медиапроекта в местный пейзаж, все такое. И про относительность истины тоже понимаю, хотя и не согласен. Есть факт, реальность. И есть слова, высказывания, которые этому факту соответствуют. Вот брехня Эрнста про распятого младенца не соответствует. И никакая относительность здесь ни при чем. Это просто брехня. Такая же, как брехня Делягина на страницах «Комсомольской правды» для россиян про то, что Украина — это вязанка соломы, чтобы поджечь Россию, и что США хотят таким образом развязать Третью мировую. Брехня это, Владимир Николаевич. А войну развязываете вы и такие, как вы, г-н Сунгоркин. Тем, что гражданам Украины говорите одно, то, что более-менее соответствует реальности. Поскольку, если вы в Украине будете сильно врать про местные события, вашу газету читать никто не будет. А для россиян у вас есть особая «правда», спецприготовления. От которой у них глаза на лоб лезут и весь мир ненавидеть хочется, а Путина любить до самозабвения.
Я не знаю, как Владимир Сунгоркин наедине с собой или с друзьями объясняет то, что он в «КП» для украинцев говорит одно, а в «КП» для россиян прямо противоположное. Возможно, никак не объясняет. Возможно, говорит, что так надо, это ведь просто бизнес, ничего личного. А возможно, он журналистскую истину представляет как фасеточное зрение у насекомых, у которых глаз состоит из ячеек сетчатой поверхности, каждая из которых отражает свой участок реальности. Насекомых такой фасеточный взгляд на мир устраивает. Дело в том, что не все люди готовы принять такой способ восприятия мира. Не все из нас насекомые.
Наверное, такой фасеточный взгляд на мир позволяет спокойно воспринимать те чудовищные, непереносимые для нормального зрения вещи, которые появляются на страницах той же «Комсомолки». Например, пресловутые абажуры Скойбеды. Или вот из свежего. Страна прощается с единственной нашей современницей, которую в полном смысле можно назвать праведницей. Я, конечно, о Валерии Ильиничне. И «КП» не упустила повода. Особую, нескрываемую радость персонажу, который решил на страницах издания выразить свое торжество по случаю кончины великой бабы Леры, доставило то, что умерла она в отделении гнойной хирургии. Название отделения, особенно прилагательное, упоминается несколько раз. Очень он рад, что именно в гнойном.
Завершив очередной обзор, я задал себе вопрос: как так получилось, что такие два разных человека, которые стали объектами моего анализа, оказались не просто в одном ряду, а в чем-то невероятно похожи. Думаю, это конвергенция. Дельфина и акулу водная стихия делает внешне похожими. Попадание в единое слипшееся поле российской власти-медиа-собственности делает людей неразличимыми. Где там Эрнст, где Мамонтов, где Сунгоркин, а где Киселев? Отличия стираются вместе с совестью и профессионализмом.