Пляски на костях
Игорь Яковенко
20 июня, 2014 - 11:05
Центром российской информационной картины мира на этой неделе стала гибель сотрудников ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, которые стали жертвами минометного обстрела блок-поста боевиков в районе поселка Металлист.
С этого события начинались новости всех российских телеканалов и политических ток-шоу. Ему посвящали свои выступления депутаты и общественные деятели, колумнисты и политики. МИД России принял по поводу гибели сотрудников ВГТРК специальное заявление. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович заявляет: «Это еще одно ужасное подтверждение тому, что недостаточно усилий предпринимается для защиты журналистов, которые с риском для жизни рассказывают о конфликте в Украине».
Общий смысл всех выступлений: убийство сотрудников ВГТРК — это не просто убийство на войне, а преступление против свободы слова, против права людей на информацию. Вот что пишет в «Известиях» поэт и переводчик Игорь Караулов: «Наши глаза и уши — российские журналисты. Украина хочет выколоть наши глаза, и гибнут Корнелюк и Волошин». Автор «Известий» проводит ряд: убийства Дмитрия Холодова, Анны Политковской и гибель Игоря Корнелюка и Антона Волошина.
Я специально посмотрел последний репортаж перед гибелью Игоря Корнелюка (Антон Волошин был оператором, и, хотя это профессия крайне важна, тем не менее, смысл репортажа создает все-таки тележурналист). Последний текст Корнелюка и сейчас есть на сайте «Вестей», его можно посмотреть. Он называется: «В поселке Счастье каратели вырезали почти все местное население». В тексте этот кошмар описан так: «В поселке Счастье сейчас происходит массовая чистка. Уничтожают мирное население, вырезают женщин и детей, всех — от 16 до 50 лет — вырезают полностью». Конец цитаты.
Текст с таким заголовком и содержанием можно вбрасывать в сознание миллионов граждан воюющих стран — России и Украины — лишь в том случае, если на тысячу процентов уверен, что это правда. Откуда эту информацию о локальном «геноциде» в пределах одного населенного пункта получил сотрудник ВГТРК? Он сам в тексте указывает источник. Это боевик «Луганской народной республики» по кличке Варан. Но Варан тоже не является свидетелем тотальной резни. Как пишет сам Корнелюк, боевик Варан знает об этом кошмаре от женщины, которая является соседкой одного из однополчан Варана. То есть это информация из третьих или четвертых рук. Это не журналистика. С таким фактчекингом можно публиковать репортажи о вторжении в Луганск батальона вооруженных до зубов рептилий с Сатурна. Впрочем, нечто похожее российские СМИ публикуют регулярно.
Ток-шоу «Политика» от 18 июня. Первый канал российского телевидения. Ведущие Петр Толстой и Александр Гордон. Выступает Любовь Корсакова, депутат Луганского областного совета, главный редактор газеты «Восход»: «Киевскую хунту (защищают), в украинских штанах ходят негры. У нас НАТО в Украине!»
«Эксперты» с Юго-Востока Украины на федеральных телеканалах — это вообще предмет самостоятельного анализа, которому есть смысл посвятить отдельную колонку. Например, Александр Хряков, министр информации и массовых коммуникаций «Донецкой республики» уже неделю практически живет в студиях российского телевидения. Поэтому иногда повторяется. В программе «Политика» на Первом канале он повторно обнародовал свою «золотую формулу политологии», которую он впервые подарил миру на канале «Россия-1» в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Вот это открытие: «Демократия — это когда убивают русских». Я еще, когда в первый раз услышал эту формулу, пытался вспомнить, каких именно русских убивали, например, в эпоху Перикла, считавшуюся расцветом греческой демократии 2,5 тысячи лет назад, но Хряков делает столько удивительных открытий в единицу времени, что как-то осмыслить каждое из них совершенно невозможно.
Вот и теперь, подарив миру эксклюзивную формулу демократии, Хряков тут же сделал еще одно открытие. Оказывается, в Донецком аэропорту засели 300 наемников из дальнего и не очень дальнего зарубежья. Но главное (о, ужас!) среди них преобладают прибалтийские снайперши и негритянки. Люди, которые смотрят российское телевидение, твердо убеждены, что в Украине практически не осталось нормальных людей, кроме тех, кто воюет в Славянске. Остальные — это сплошь бандеровцы, фашисты, натовские негры и негритянки, и вот теперь еще прибалтийские снайперши.
Превратив мозги своей аудитории в выжженную пустыню, жаждущую все новой дозы наркотика ненависти, российские телевизионщики уже и сами во многом стали заложниками сформированного ими коллективного монстра, которым стала заметная часть российского народа. В еще большей степени таким заложником стала российская власть. В программе «Политика» это невольно подтвердил один из идеологов вторжения в Украину депутат Госдумы Вячеслав Никонов. Он сообщил о тех действиях, которые, по его мнению, должна в ближайшее время предпринять Россия: перекрыть газ (уже сделано), отозвать посла, подтянуть войска, признать Донецкую и Луганскую республики. По мнению Никонова Кремль должен все это сделать, поскольку, если «мы сдадим Луганск и Донбасс, народ нас не поймет и сметет российских политиков».
Полагаю, что страх перед той агрессивной волной, которую вызвало 15-летнее зомбирование населения, движет не одним только Никоновым.
Возвращаясь к погибшим журналистам. Владелец «Московского комсомольца» и председатель Московского союза журналистов Павел Гусев собирает делегацию для поездки в ОБСЕ, чтобы там потребовать принять более жесткие меры по защите журналистов. Не понимаю, зачем так далеко? Неподалеку от редакции «МК», всего в паре остановок на метро, по адресу 5-я улица Ямского Поля, 19, находится офис главного и непосредственного виновника гибели сотрудников ВГТРК, их начальника Олега Добродеева. Я все понимаю про режим, о Путине, но Добродеева никто не приковывал наручниками к руководящему креслу. И быть лучшим учеником в этой школе лжи тоже никто не заставлял.
Война, которая идет сейчас на юго-востоке Украины, уникальна. Такой не было в истории человечества. Эта война не нужна никому. Ни Украине, ни России, ни жителям Донецка и Луганска, ни Европе, ни США (что бы ни говорили безумные эксперты и политики ток-шоу российских телеканалов). Главные непосредственные виновники и организаторы этой войны — российские СМИ, которые вдолбили в головы 90% россиян и части граждан юго-востока Украины, что Украину захватили фашисты, от которых ее надо срочно спасать.
Погибших молодых людей, конечно, жалко. Они, конечно, соучастники преступления, но смерти уж точно не заслужили. Максимум, отлучения от профессии. Но это при жизни. А сейчас просто очень жаль. Когда мы проводили пресс-конференцию по случаю создания независимого профсоюза «Журналистская солидарность», мы начали с минуты молчания.
А вот те, кто сейчас отплясывает на трупах погибших и использует их смерть для дальнейшего разжигания войны, заслуживает серьезного наказания. Им сильно повезет, если это будет статья 354 УК РФ («Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»). Это будет означать, что в России нашлись силы изменить политику и прекратить войну. В противном случае перспективой может стать международный трибунал. Это означает, что перед этим будет реализован настолько плохой сценарий для всех живущих на постсоветском пространстве, что об этом не хочется писать и думать, а надо просто предотвращать.
Игорь ЯКОВЕНКО, специально для «Дня», Москва