Воронеж - фиг догонишь... Когда-то Центральная Россия была родиной не слонов, а финансовых пирамид. Двадцать лет назад свердловская молодежная газета "На смену!" опубликовала статью "Мутные воды Селенга" - это было первое разоблачение первой (задолго до МММ) в истории постсоветской России финансовой пирамиды - "Русский дом Селенга". Следующая финансовая пирамида тоже была названа по имени реки - "Хопёр-инвест".
Нынче на Хопре выстраивают не пирамиды, а линию обороны. Жители Новохопёрска и Борисоглебска - а эти города расположены на последних не разработанных месторождениях никеля в Европе - подозревают медных олигархов с Урала в обмане. Как сообщалось, в 22 мая с.г. "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК) выиграла конкурс на право пользования Еланским и Елкинским медно-никелевыми месторождениями в Воронежской области. Точнее - официальным победителем конкурса неожиданно стало не имеющее опыта добычи и переработки никелевой руды ООО "Медногорский медно-серный комбинат" (ММСК). Впрочем, УГМК вскоре признала, что это их компания. Медным олигархам удалось победить могущественный "Норильский никель". Но при этом репутация уральского холдинга подверглась атакам по двум направлениям. Первое - это сомнения в чистоте и законности проведенного Роснедрами конкурса. Второе - массовое сопротивление местного населения.
Менее чем через месяц после конкурса в правительственной "Российской газете" известный экономист Никита Кричевский публикует статью, в которой пишет о вероятных коррупционных преференциях: " И пусть УГМК уверяет общественность, что проект ММСК предусматривает в том числе "строительство завода по производству катодного никеля на площадке производства полиметаллов в Кировграде", скорее всего никель будет производиться в других местах. Не исключено, на недавно приобретенных структурой "Гленкора" Highmetals KDS российских заводах "Режникель" и "Уфалейникель". С попутным выводом прибыли, оборотных средств и других внедивидендных доходов в офшоры". Экономист полагает, что для "Гленкора" открывается новая "веха": попытка прибрать часть российских стратегических природных ресурсов - последнюю крупную медно-никелевую провинцию.
По данным СМИ, "Гленкор" входит в число собственников российского алюминиевого монополиста "Русала" с долей в капитале компании 8,75% и контролирует часть его экспортных поставок. При этом не скрывая своей заинтересованности в получении операционного контроля и над "Норникелем", чем может и объясняться затяжной внутрикорпоративный конфликт между "Интерросом" Владимира Потанина и "Русалом" Олега Дерипаски.
Никакой реакции со стороны УГМК на разоблачительную статью Кричевского в офф-лайновых медиа не последовало. Однако входящий в ВГТРК телеканал "Россия 24" в начале июля коротенько сообщил, что "Норникель" отказался от борьбы за месторождения.
А вот местное население, начавшее борьбу против разработки Еланского и Елкинского еще до конкурса, только усилило свой протест. С экологическими протестами УГМК сталкивалась и раньше - не только в родной Свердловской области, но и в Северной Осетии, где холдингу принадлежит завод "Электроцинк". Но такого набора противников - экологи, казаки, православные священники, депутаты и даже губернатор - у компании доселе не случалось.
Уже в начале июня руководство УГМК вынуждено было "пойти в народ" (см. обзор PR портала UPmonitor). А в начале июля даже был организован пресс-тур для журналистов воронежских и волгоградских СМИ в "медную столицу" Урала - Верхнюю Пышму. Впрочем, если судить по результатм поиска в Интернете, по итогам пресс-тура отчиталось только одно он-лайновое СМИ. По данным же мониторинга офф-лайна - открытость медников оценили считанные единицы местных масс-медиа.
Однако никакой пресс-тур не поможет, когда на митинги против добычи никеля из их земли выходят жители городов и сел почти в полном составе. Понятно, что федеральные телеканалы и радиостанции эти акции протеста не освещают. Информация прорывается через нишевые каналы вроде "Дождя", РБК-ТВ или ТРК "Мир", да либеральное "Эхо Москвы". Впрочем, из федеральных печатных изданий большие публикации о ситуации на Хопре выходят в "Комсомольской правде", "Новых известиях" и "Русском репортере". Причем газетчики не скупятся на хлесткие заголовки: "Трудная никелировка", "Войны нет, а орда идет" , "Стране нужны заводы и прогресс? А казакам - родная выхухоль и крест!" (аж в двух частях).
Из деловой прессы не отказывает себе в удовольствии расписать борьбу населения с УГМК газета "Ведомости" . "Коммерсантъ" старательно обходит тему стороной (в медиа-сообществе считается, что медный холдинг контролирует региональное издание "Коммерсантъ-Урал"), хотя "Коммерсантъ-Воронеж" публикует небольшую заметку о митинге в Новохопёрске. Причем 23 мая о победе УГМК в конкурсе на воронежские месторождения те же издания (и вся остальная деловая пресса) сообщили в нейтрально-положительном ключе.
Всего, по данным службы мониторинга UPmonitor, с 23 мая по сегодня холдинг Козицына и Махмудова упоминался в офф-лайновых СМИ (федеральных, региональных и муниципальных) 102 раза. Из них 31 сообщение - в связи с никелевыми месторождениями. И почти половина упоминаний в этих трех десятках сообщений - в нейтрально-отрицательном ключе.
Впрочем, были сообщения офф-лайновых медиа, в которых за УГМК заступались. К примеру, депутаты Госдумы РФ, избранные в Воронежской области, заявляли, что антиникелевые митинги - безосновательны. А известный журналист-расследователь Юлия Латынина в эфире "Эхо Москвы" даже выдвинула версию, что за протестами стоит гендиректор "Норникеля" Владимир Стржалковский. Версия Латыниной как-то не бьется с тем, что в тех же Новохопёрске и Борисоглебске население вышло на улицы еще до объявления конкурса, а первая массовая акция прошла до официального объявления его результатов.
Размах движения "антиметаллистов", конечно, наталкивает на мысль, что кем-то это все может быть организовано. "Новые известия", например, описывают события в центральном черноземье почти эпически: "Многотысячные митинги уже прошли в более чем 10 населенных пунктах Воронежской и Волгоградской областей. А формы протеста приобретают самые неожиданные формы. Так, в Урюпинске был проведен крестный ход, сопровождавшийся молебном и молитвенным стоянием. Его цель – выражение протеста против строительства в соседнем Новохоперском районе завода по добыче никеля. А в Елань-Колено, где планируется добыча никеля, состоялись казачий сход, крестный ход и установка поклонного креста".
Промежуточный итог кампании против УГМК - вмешательство губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, который заявил: "Если жители Новохоперска против создания таких производств и разработок, то, естественно, этого быть не может. Я как губернатор защищаю ваши права. В принятии решений я буду исходить из интересов граждан". "Ведомости" даже предпослали сообщению о выступлении Гордеева утвердительный заголовок: "Вето губернатора".
Так что, как подметили те же "Новые известия", Козицыну и Махмудову предстоит "трудная никелировка".