Битва за Хопёр: Как связана УГМК и швейцарская Glencore International AG?
Оригинал взят у russian_om в Битва за Хопёр: Как связана УГМК и швейцарская Glencore International AG?
Григорий Рудой, УГМК: «Мы знаем, в Воронеже будет трудно…»
Продолжение отчета о вчерашней пресс-конференции УГМК и комментарии, связанные с ней.
Итак, как мы уже писали, те миллиарды, которые обещает непонятно кто и непонятно когда Воронежской области и Новохоперскому району, в частности, это затраты на геологоразведку, строительство промышленного производства, транспортной и иной инфраструктуры, в том числе на пресловутый «вахтовый» городок и т.д. Какие-то деньги на что-то еще в обозримом будущем тратить вряд ли будут…
Со слов Григория Рудого, приехавшие с ним специалисты уже начали заниматься мониторингом проекта, результаты будут размещаться на созданном специальном сайте. Работу будут осуществлять специалисты УГМК совместно со специалистами ВГУ, МГУ и воронежскими региональными структурами – «Роспотребнадзора», «Росприроднадзора», «Гортехнадзора» и т.д. Сейчас начнут брать для исследования пробы земли, растений, воды, животного мира.
По вопросу мнения населения о добыче никеля и протестным действиям Рудой прямолинейно заявил: «… Почему я должен с ними разговаривать. Пусть протестуют… Нет объекта разговора - руды, нечего разговаривать с ними…».
Эта позиция прозвучала и лейтмотивом в немногочисленных ответах Рудого на вопросы журналистов, так как «конферансье», в смысле, пресс-секретарь, постоянно настаивала на прекращении пресс-конференции из-за плотного графика представителя УГМК.
Кое-что прояснил Рудой и в связи с проигрышем в «Роснедрах» «Норникеля»: «К их заявлению об участии в конкурсе в «Роснедрах» отнеслись несерьезно. Потому что их общих запасов руды, которые они уже имеют, хватит на 100-120 лет разработок. Многие запасы, которые ими выигрываются, они не разрабатывают. Например, до сих пор не разрабатываются четыре рудника в Читинской области, выигранные еще в 2006 году».
В завершении, когда журналисты уже вставали, политгазета.рф озвучила свой вопрос о взаимоотношениях УГМК с небезизвестной в мире компаний Glencore International AG. Господин Рудой, надо отдать ему должное, услышал его и предложил выйти «покурить». По пути, уже в коридоре он эксклюзивно сказал:
« …с компаний Glencore International AG УГМК тесно сотрудничает, это один стратегических пратнеров Уральской компании. «Гленкор» имеет непосредственное отношений к Новохоперскому никелему проекту и будет участвовать в его финансировании …В Воронеже с реализацией проекта будет трудно, мы это знаем …».
Большего Рудой не успел сказать, так как «конферансье», она же представитель службы по связям с общественностью, своим телом отстранила директора от этой самой общественности и прекратила диалог, видимо опасаясь, что еще не совсем «подкованный» горный директор может сказать что-то лишнее не для прессы, тем более о зарубежной фирме с «определенной» репутацией.
Но того, что озвучил в кулуарах Рудой, было уже достаточно, чтобы продолжить наши выводы о случившейся и еще предстоящей битве за руду прокремлевских олигархов. А у наших олигархов, ясное дело, имеются серьезные международные связи. Например, «Гленкор»…
Таким образом, имеем в перспективе интересы на нашей черноземной земле: миллиардеров Махмудова (УГМК), Дерипаски («Русал» и «Норникеоль») плюс швейцарской Glencore International AG), основанной американцами.
Экологические и социально-экономические перспективы всего этого – непредсказуемы…
В общем, или мы «вляпались» по полной или, все же сумеем сделать так, чтобы приехвашие российско-швейцарско-американские инвесторы завязли в наших черноземах и не добрались до нашей руды...
Вадим БИРЮЧЕНКО, Анна АЛФЁРОВА (фото)
СПРАВКА ПОЛИТГАЗЕТЫ.РФ:
Glencore International AG — швейцарская трейдинговая компания, один из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных материалов.
Компания была основана в апреле 1974 года американским предпринимателем Марком Ричем и его младшим партнёром Пинкусом Грином под названием Marc Rich + Co в городке Баар швейцарского кантона Цуг.
Компания изначально строилась на принципах скрытности, высокорисковой и агрессивной политики. Она разворачивала операции по всему миру.
Компания осуществляла торговлю иранской нефтью в обход американского эмбарго, закупала никель и золото на Кубе, торговала с опальной Ливией и с ЮАР, когда та находилась под действием международных санкций из-за политики апартеида. Во время нефтяного кризиса 1973 года компания зарабатывала, прогоняя нефтяные контракты через десятки созданных ею офшорных фирм. В 1983 году федеральный прокурор Рудольф Джулиани (будущий мэр Нью-Йорка) санкционировал арест основателей компании Марка Рича и Пинкуса Грина. Обвинение насчитывало 65 пунктов, в том числе неуплату налогов на $48 млн.
Marc Rich оставалась единственной компанией, поставлявшей зерно в СССР, несмотря на международный запрет из-за войны в Афганистане.
С 1989 по 1993 год Marc Rich была одним из крупнейших покупателей российской нефти, алюминия, меди, цинка, свинца, угля встречно поставляя зерно и сахар. Её годовой оборот торговли со странами бывшего СССР составлял, по разным данным, $3-4 млрд. Для сравнения: весь российский экспорт 1993 года составлял $43 млрд.
В 1993-1994 годах топ менеджеры компании выкупили у Рича принадлежавший ему пакет акций (по разным оценкам, составлявший от 75 до 80%). Новым исполнительным директором стал Вилли Штротхотте. В 1994 году компания была переименована в Glencore International AG..
В 2002 году в Glencore исполнительным директором становится главный угольный трейдер Иван (Айван) Глазенберг, уроженец Йоханнесбурга (ЮАР). Место главы лондонского офиса, традиционно второго человека в компании, с недавнего времени занимает нефтетрейдер Алекс Берд, долгие годы курировавший нефтяное направление в России.
Айван Глазенберг продолжает политику избегания публичности — редко выступает перед аудиторией, отказывает в интервью и уклоняется от встреч с фотографами. При этом он смог превратить Glencore в одну из немногих компаний, объединяющей добычу, производство, маркетинг и торговлю. Только в преддверии проведения IPO компания раскрыла данные о своей деятельности. Оказалось, что Glencore контролирует 60% рынка цинка, 50 % меди, 45 % свинца, 38 % алюминия и почти треть энергетического угля.
В трейдинговых операциях Glencore занято 2 700 человек, на принадлежащих компании предприятиях в 30 странах мира работает 55 000 человек.
Акционеры Glencore — менеджмент компании (около 500 партнёров). 65 сотрудникам Glencore принадлежит 58% компании, то есть около $35 млрд, исходя из капитализации около 60 млрд долларов. Крупнейшие акционеры компании:
Айван Глайзенберг, генеральный директор: владеет 1,09 млрд акций, или 15,8% компании, его доля стоит около $9,5 млрд. Зарплата Глайзенберга в 2010 году составила £925 000.
Даниель Франциско Мате: 416,4 млн акций, или 6% компании, стоимость доли $3,6 млрд.
Аристотель Мистакидис: 416,4 млн акций, 6% компании, стоимость доли $3,6 млрд.
Тор Петерсон: 366,3 млн акций, 5,3% компании, стоимость доли $3,2 млрд.
Алекс Берд: 320,5 млн акций, 4,6% компании, стоимость доли $2,76 млрд.
Кроме того, финансовый директор Glencore Стивен Калмин (Steven Kalmin) владеет 1% компании, или 70,7 млн акций, которые стоят около $600 млн.
В начале февраля 2012 года стало известно о том, что владельцы Glencore договорились о её слиянии со швейцарской горнорудной компанией Xstrata путем обмена акциями. В случае завершения сделки, как предполагается, будет создан крупнейший в мире экспортер угля для электростанций и ведущий производитель меди. Нынешние акционеры компаний ожидают, что в результате слияния появится компания под названием Glencore Xstrata International стоимостью $90 млрд.
Представляя добывающие предприятия и компании всего мира, Glencore поставляет металлы, минералы, сырую нефть, продукты нефтепереработки, уголь, сельскохозяйственную продукцию своим заказчикам в автомобильной, металлургической, пищевой и энергетической отраслях. Компании принадлежит 10,3% металлургической компании «Российский алюминий», доли в дочерних компаниях российской нефтяной компании «Русснефть», ряд горнодобывающих активов (цинковые месторождения в Перу и Казахстане, угольные в Южной Африке медные на Филиппинах.
Так в марте 2007 года алюминиевые активы Glencore (12% всей собственности компании) были объединены с активами российских алюминиевых компании «Русский алюминий» и СУАЛ в крупнейшую в мире алюминиевую компанию «Российский алюминий» (United Company Rusal).
В 1996 году Glencore выкупила пакет акций швейцарской сырьевой компании Xstrata, к управлению которой приступили менеджеры Glencore, за 10 лет Xstrata превратилась в одну из самых больших горнодобывающих групп мира, действующую в Австралии, Чили, ЮАР и ещё десятке стран, и стала крупнейшим в мире экспортером энергетических углей, крупным производителем меди, никеля, феррохрома и цинка.
Доля компании в швейцарской горнодобывающей компании Xstrata составляет 35% стоимостью около 23 млрд долларов при котировках акций компании на февраль 2011 года. Помимо акций Xstrata и UC Rusal Glencore также владеет 51% — «Казцинка».
Львиная доля выручки Glencore — 92% что составляет $133,9 млрд долларов формируется за счет трейдинга.
В компании выделяются три основных бизнес-направления: металлы и минералы, энергетическая продукция, сельскохозяйственная продукция.
Основные агропроизводственные активы Glencore сконцентрированы в СНГ, Австралии, Парагвае и Аргентине, где компания произвела в 2010 году 699 604 т (+ 6,4 %) зерновых, кукурузы и масличных культур.
Glencore в 2010 году увеличил чистую прибыль на 39%, до $3,799 млрд. Выручка за год выросла на 36%, до $144,978 млрд.
Сама компания официально раскрывает только консолидированную выручку ($152,2 млрд в 2008 г.), активы ($61,3 млрд) и средства акционеров ($15,4 млрд).
В апреле 2011 года исполнительный директор Glencore Айван Глазенберг сообщил о планах по размещению акций предприятия на фондовых биржах Лондона и Гонконга. В результате этой эмиссии компания рассчитывала выручить порядка 12,1 млрд USD, в результате чего общая стоимость предприятия должна была достигнуть примерно 60 млрд USD. В СМИ данное размещение описывалось как самое масштабное IPO в мире в 2011 году.