Свинцов А. Н., фракция ЛДПР.
Уважаемые коллеги, ЛДПР всегда делала самые правильные и грамотные прогнозы не только политические, социальные, но и экономические на пять — десять лет вперёд. Сегодня с этой трибуны я хотел бы сказать вам о надвигающейся экологической и социальной катастрофе, которая в ближайшие годы затронет несколько регионов Центральной России и даже южной России. Я говорю о предполагаемом строительстве в Воронежской области на территории Новохопёрского района никелевого комбината, о никелевом разрезе. На сегодняшний день детали пока неизвестны, но мы хотели бы сегодня об этом поговорить и дать протокольное поручение профильному комитету, которое я подготовил, надеюсь, депутаты его поддержат: хотелось бы узнать, какие же действительно цели и задачи стоят в связи с этим строительством.
Хочу отразить только несколько моментов. Этот комбинат предполагается построить в Воронежской области, это на границе с Волгоградской областью, и на протяжении 30—40 километров проходит граница с Тамбовской, Липецкой и Саратовской областями. Город Новохопёрск находится на самой чистой — вдумайтесь в это! — равнинной реке России — реке Хопёр, которая впадает в Дон (Дон протекает через Ростовскую область, то есть ещё шестой регион будет подвержен экологическому заражению) и далее в Азовское море.
Многие из вас уже слышали о том, что на территории Воронежской и Волгоградской областей жители, и в первую очередь казаки, поднимают людей на огромные митинги. Только представьте: в пятидесятитысячном городе на улицы вышли десять тысяч человек, которые протестуют против строительства этого комбината!
Немаловажно то, что на территории, где находятся предприятия "Норильского никеля", в городах, близ которых располагаются комбинаты или рудники, экологическая обстановка ну просто из ряда вон выходящая: вся территория на десятки, а иногда и на сотни километров вокруг заражена токсичными металлами. Мы знаем, что разработка никеля связана не только с самим никелем, но и с десятками других металлов, а это радиоактивные элементы, другие вещества, они попадут в отходы, которые, как мы прекрасно понимаем, в процессе добычи будут свалены как побочная руда на десятках и сотнях гектаров, может быть, на тысячах гектаров вокруг, а я напоминаю, что Воронежская, Волгоградская, Саратовская и ряд других областей — это наше Черноземье, это то место, которое кормит нас с вами. Если среди присутствующих здесь, в зале, есть люди, которые думают, что их это не коснётся, я уверяю всех, что это не так, это коснётся каждого из нас, потому что тяжёлые металлы ветром, водой будут разноситься по всей территории, а это, как я уже сказал, шесть областей. Тяжёлые металлы, радиация будут проникать в почву, в воду, эту отраву, этот яд будут забирать растения, а мы с вами будем есть арбузы с радиацией, фрукты, овощи, мясо, поэтому сегодня эта проблема не должна остаться незамеченной.
И давайте проанализируем, для чего вообще всё это делается. По аналитической записке, в нашей стране для нашей промышленности никеля вполне достаточно, так скажите мне, пожалуйста, с какой стати мы должны угробить шесть регионов нашей страны, чтобы какая-то, назовём её так, олигархическая группа заработала себе новые капиталы, снова вывезла их за границу, купила самые дорогие яхты (видимо, ещё не все скуплены), купила самые дорогие виллы по всему миру?! Я вижу в этом исключительно недосмотр наш с вами, депутатов Государственной Думы.
Хочу обратить ещё особое внимание на то, что в этих регионах уже начинает разгораться, в общем-то, небольшая революция. Например, мой отец — я сам родом с Хопра — за последние три года (он живёт там уже двенадцать лет) первый раз приехал оттуда, и как вы думаете, для чего? Продлить разрешение на оружие: там уже собираются бригады, донские казаки, которые готовы грудью встать и защищать свою родину. Поэтому ещё раз говорю: сегодня мы вносим протокольное поручение, чтобы просто для начала разобраться в этой ситуации, знать, какой будет экономический эффект и какой будет экологический ущерб от предполагаемого действия.
Благодарю за внимание.