О незаконности московской системы *Социальный мониторинг*
13.05.2020 Пресс-центр НП Индустрия Сервейинг по публикации https://ezhick.online
Москвичам начали приходить первые постановления главного контрольного управления г. Москвы о привлечении к административной ответственности по ст. 3.18.1 КОАП г. Москвы за неосуществление регистрации в программе “Социальный Мониторинг”* и о наложении штрафа в 4 000 рублей. То есть, фактически, за отказ добровольно накинуть *цифровой ошейник*.
На сайте "Нора Ёжика" опубликован разбор инициативы московской администрации по ограничению с помощью цифровых инструментов, административных наказаний и штрафов законных конституционных прав граждан.
Автор, московский юрист, считает, что эти штрафы, как и сама инициатива привлечения к ответственности через программу – незаконные. Получившие их граждане должны их обязательно обжаловать.
О незаконности
В соответствии с п.1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения (АПН) составляется протокол. Исключением из этого правила является в частности ст. 28.6 КоАП РФ, предусматривающая, что в случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса.
Из положений указанных статей следует, что вынесение постановления об АПН за нарушение требований закона субъекта РФ возможно только за нарушения в области благоустройства и только в случае фиксации факта совершения нарушения специальными техническими средствами.
Хитромудрые деятели мэрии один раз это ограничение обошли – когда в 2012 году запихнули штрафы за парковку в раздел “Благоустройство” московского КоАП. Тогда Верховный суд со скрипом, но ставил это в силе признав незаконной только 1 часть статьи. Теперь умники решили, что им можно все и распространили автоматическую фиксацию не только на благоустройство, но и на Главу 3 “Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность”.
Причём, им мало было наплевать на одно положение федерального кодекса, они решили поглумиться над ним всласть и вписали, что фиксировать можно не только сертифицированным и поверенным оборудованием, но и в соответствии с частью 1.1 ст. 16.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”, посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определённой геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения.
То есть всем, чем угодно теперь можно фиксировать какие угодно нарушения, связанные с коронавирусом, решили в московской администрации, а карманные депутаты мосгордумы радостно вписали это в закон.
Получается, что статья 3.18.1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях” противоречит положениям ст. 28.6 КоАП РФ, в связи с чем не может применяться, так как в соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях и определение порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к компетенции Российской Федерации, то есть установленные в КоАП РФ положения в этой части не могут быть изменены законом субъекта РФ. Статья 1.3.1 КоАП РФ также не содержит полномочий субъекта РФ по изменению порядка рассмотрения дел об АПН.
КоАП РФ в статье 2.1 гласит:
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
То есть для привлечения к административной ответственности необходимо, чтобы лицо осознанно (виновно) совершило противоправное (то есть запрещённое законом) действие или бездействие, наказуемое по Кодексу.
Что же гласит законодательство об обязанностях граждан по этому вопросу?
Открываем указ Собянина 12-УМ:
12.4. Граждан с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и совместно проживающих с ними лиц в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей применять технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения (“Социальный мониторинг”), в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы.
Порядок, о котором идёт речь, установлен распоряжением ДИТ 64-16-186/20 от 29.04.2020.
Обратите внимание – нарушение даты принятия документа – 29 апреля – в принципе не может рассматриваться как нарушение, предписания, выданные до этой даты не могут быть основанием для привлечения к ответственности!
Что же содержит это Распоряжение:
2.2 Гражданин в течение дня, следующего за днем оформления предписания врача, обязан обеспечить установку и начать использование мобильного приложения “Социальный мониторинг” в соответствии с настоящим Порядком.
2.3.1 При использовании индивидуального ⠀личного технического устройства гражданин в срок не позднее 24 часов дня, следующего за днем оформления предписания врача, устанавливает мобильное приложение “Социальный мониторинг” самостоятельно (пункт 2.1.1 настоящего Порядка), осуществляет пошаговую регистрацию в мобильном приложении “Социальный мониторинг” с последующим обязательным фотографированием лица гражданина на фронтальную камеру технического устройства с использованием сервисов мобильного приложения “Социальный мониторинг”, а также обеспечивает подтверждение номера мобильного телефона, указанного гражданином в предписании врача, и установление взаимосвязи между текущей геолокации и местом изоляции гражданина.
2.6 Гражданин обязан осуществлять подтверждение соблюдения режима изоляции путем фотографирования лица гражданина на фронтальную камеру технического устройства с использованием сервисов мобильного приложения “Социальный мониторинг” не позднее одного часа с момента получения уведомления ⠀(push-уведомления) от мобильного приложения “Социальный мониторинг” необходимости такого подтверждения.
3.1 Нарушением гражданином требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в части соблюдения режима самоизоляции ⠀изоляции, зафиксированным с использованием мобильного приложения “Социальный мониторинг” являются:
3.1.1 Зафиксированное местоположение гражданина за пределами более 50 метров от установленного места изоляции гражданина, с которым была установлена взаимосвязь в мобильном приложении “Социальный мониторинг”.
3.1.2 Невыполнение гражданином в установленный срок первоначальной регистрации в мобильном приложении “Социальный мониторинг” и/или обязательного фотографирования лица гражданина, предусмотренного пунктом.
2.3.1 настоящего Порядка.
3.1.3 Невыполнение гражданином в установленный срок обязательного Подтверждения соблюдения режима изоляции, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Порядка.
Итого, вас могут наказать только за действия, прописанные в пункте 3.1 и его подпунктах:
- нахождение с телефоном, на котором стоит программа более чем в 50 метрах от дома;
- отказ зарегистрироваться и сфотографироваться при регистрации;
- отказ сделать селфи по требованию программы.
Это исчерпывающий перечень.
В реальности доказуемым правонарушением является только второй пункт – отказ регистрироваться. Всё остальное при помощи программы невозможно доказать.
Подоспел пример начала действия собянинского цифрового ошейника:
В 4 часа 32 минуты гражданка должна была вскочить и отчитаться о своём местонахождении перед цифровыми надзирателями из АПГ Собянина. Больная пожилая женщина должна ночью не спать и ждать от них запрос.
_____________________________________
По геолокации – телефон в здании довольно часто не ловит GPS, то есть позиционирование осуществляется по базовым станциям сотовой сети. Программа этого не знает. Позиционирование по базовым станциям может давать очень большую погрешность, гораздо больше 50 метров. Доказательств того, что к мусорному баку ходили вы с телефоном, а не телефон летал сам из-за неточных координат программа дать не может, то есть и в деле их нет. В отсутствие доказательств неустранимые сомнения трактуются в пользу привлекаемого к ответственности.
Идём дальше. Вы должны быть виновны в совершённом правонарушении, то есть осознанно или по неосторожности нарушить закон. Можно ли доказать, что вы осознанно не сделали селфи?
Нет. Вы могли спать, не слышать, не получить запрос и так далее. Доказательств вашей вины приложение предоставить не может. Вас нельзя наказывать.
Итог:
1. Идея выносить штрафы на основании данных социального мониторинга порочна и незаконна.
2. Все вынесенные штрафы должны быть обжалованы и отменены.
3. Наименее незаконным штрафом является штраф за не регистрацию в системе, в связи с чем я рекомендую сразу заявлять, что у вас нет подходящего смартфона и вам требуется смартфон от ДИТа с установленной программой.
Зарегистрируйтесь в системе с этим смартфоном, отключите его и забудьте до конца карантина. Обратите внимание – отключать запрещено, но это не является нарушением по пункту 3.1.
Образец жалобы на постановление по статье 3.18.1 КоАП г. Москвы за не регистрацию в программе “Социальный мониторинг”.
_________________________________
* - по нашей и не только версии, московской администрацией не случайно выбрано наименование системы удалённого контроля в виде электронного ошейника с иезуитским наименованием "Социальный мониторинг". Эта идея несомненно скопирована с китайской системы персонального тотального контроля граждан Китая "Социальный рейтинг", которая предусматривает начисление людям баллов на основании их поведения. Люди с низкими баллами могут лишаться каких-либо привилегий и доступа к услугам и правам. Введение системы сопряжено с масштабным видеонаблюдением за гражданами (по всей стране устанавливается 600 миллионов камер), использованием системы распознавания лиц, а также сбором генетического материала.