Дискуссионный клуб ЭМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Свободный » Z-мир. Дорога в сказочную вечность


Z-мир. Дорога в сказочную вечность

Сообщений 301 страница 330 из 403

301

#p459626,Виктор Сорокин написал(а):

«Вот наконец-то закончилась "присказка", началась "сказка". И, увы, иначе как сказкой прочитанное воспринять трудно. Чтобы хотя бы попытаться воплотить эти аксиомы в реальность, нужно найти пригодную для жизни планету и отправить туда тщательно отобранных колонистов, да и то есть сильные сомнения, что ожидаемый результат будет достигнут»А.Девин

мне он не нравится А.Девин

Отредактировано выхухоль (05-12-2016 00:30:35)

302

#p459626,Виктор Сорокин написал(а):

для реализации Z-проекта совсем не обязательно удалиться на другую планету, ибо при наличии желания в его реализации нет ничего объективно невозможного

ну так все
бери и ....как это развивайся , как сказал президент

303

Для размышлений:
https://www.youtube.com/watch?v=-dLFGx-lcMQ

304

Z-мир. 17. Принцип сомнения

Решение (в кибернетике) – это выбор из множества вариантов с целью последующего использования выбранного в качестве средства реализации цели либо в качестве продукта конечного потребления, для хранения, для утилизации и т.п.

Для принятия решения в процессе НЕалгоритмизированного управления нередко (а у некоторых людей и постоянно) возникает ситуация с недостатком информации – управляющий оказывается в ситуации «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» (я имею в виду управляющего не как представителя профессии, а в самом широком смысле этого слова, т.е. как любого человека, принимающего какое-либо управляющее решение). При разрешении этой трудности возможны три исхода:
а) недостающая информация где-то существует и ее легко раздобыть;
б) она кому-то известна, но не стоит того, чтобы тратить силы на ее поиск;
в) недостающая информация не известна никому.

Но далеко не каждого человека смущает недостаток информации. Многие возмещают отсутствующую информацию разными слухами, домыслами, а то и вовсе не обращают внимание на это обстоятельство. Например, увидела жена, как супруг обнимает другую женщину, – значит, непременно изменяет, и однозначный приговор уже вынесен.

Однако встречаются люди, ясно осознающие и остро чувствующие факт недостаточности информации и испытывающие от этого такой дискомфорт, что неспособны принять решение (высказать оценку, дать указание и т.п.). Вот это чувство дискомфорта от недостатка информации для принятия решения мы и можем назвать СОМНЕНИЕМ.

Человек рождается всегда без сомнения – он абсолютно верит каждому слову родителей. Но с обретением сомнения, а тем более с возведением сомнения в принцип (что случается редко), человек как личность обретает новое качество, существенно отличающее его от людей несомневающихся.

Самый существенный эффект сомнение производит при оценке человеком своей системы ценностей. Если Я человека оснащено могущественными принципами, то и шансов на успех в любом деле у него будет больше, чем у человека с развитым Я. Поэтому пересмотр своего Я является самой важной задачей для того, кто хочет добиться в жизни наибольшего успеха.

У несомневающихся людей мысли о переоценке своего Я даже не возникает. Но сомнение в отношении своей системы ценностей и качеств своего Я открывает человеку новое, второе вИдение: он приобретает способность видеть себя как бы со стороны. И это видение позволяет человеку изучать самого себя как совершенно ДРУГОГО человека и не по заказу этого «другого» человека. Второе Я, или над-Я, позволяет человеку быть достаточно объективным при оценке своего Я. При возникновении над-Я личность как бы раздваивается, но не на тождественные части, а с возвышением над-Я над Я.

[Появлению в моем сознании над-Я способствовало то обстоятельство, что я жил без отца, а сурового со мной отчима я за отца не принял. И лет с десяти у меня стала возникать идея о самовоспитании. И вот когда в 13 лет я продал три новогодних браконьерских елки, то на вырученные деньги сделал первую в своей жизни покупку: брошюру для родителей о… воспитании детей. Ее чтение заставило меня глядеть на себя со стороны.]

Пересмотр своего Я есть наиглавнейшая (и, пожалуй, единственная) акция проявления внутренней свободы человека. С действительным ВЫБОРОМ своего Я человек выходит за пределы А-общества фактически в любом поведении и сущностно это уже совершенно другой вид человека (по сравнению с теми, кто так и остался "запрограммированным"), хотя внешне это как будто и не заметно. Кем человек себя выберет – это вопрос другой, но для начала важно, что он САМ СЕБЯ ВЫБРАЛ, или, что то же самое, создал (если, конечно, под человеком понимать личность, а не его тело). С выбором своего Я человек обретает внутреннюю независимость от всего и вся, надежную точку опоры. Теперь у него появляется возможность рассматривать общество извне и видеть в нем свое место.

Другой сильный эффект, который проявляет сомнение, – это оценка информации на достоверность. Если несомневающийся человек (или человек, проявляющий враждебное отношение к прогрессивному или обладающий некритическим мышлением, опирающимся на догмы) считает любую порцию информации либо верной, либо ложной (т.е. с достоверностью 1 или 0: хорошо – плохо, не виноват – виноват, умно – глупо, красиво – некрасиво...), то человек сомневающийся /подсознательно/ сопоставит данную информацию о предмете с полным набором свойств и характеристик, известных ему ранее. Различные неувязки в этом сопоставлении вынудят сомнение выставить информации значение достоверности в пределах от 1 до 0. Тщательный пересмотр познания показывает, что точное значение 1 или 0 истинность информации принимает в крайне редких случаях. Сомнение придает истине вероятностный характер и является едва ли не главной предпосылкой крупных открытий и изобретений.

Догматик не подвергает сомнению истинность знаний, почерпнутых им в школе (много позже люди узнаЮт, что в школе им вбивали нередко ложные вещи, но перелопатить критически весь информационный багаж прошлого им уже оказывается не под силу – этим нужно было заниматься с детства...). Поэтому если к двадцати годам человеку не довелось встретить на своем пути умного советчика, то почти наверняка всю жизнь ему придется пребывать во лжи, которую он будет принимать за истину. Понятно, ложное знание, приобретенное там-сям, будет проявлять свою противоречивость, а попытки исправить ложь ложными средствами будут лишь все глубже и глубже погружать человека в ложное знание. Причем изнутри этого ложного знания найти основание для подозрения его в ложности человек самостоятельно не может (ложное знание – это черная дыра!). Чтобы оценить систему, нужно выйти за ее пределы, нужно хотя бы мысленно не принадлежать ей. И для этой цели как нельзя лучше годится сомнение, находящееся (впрочем, как и вера) ВНЕ знания, следовательно и вне логики.

Вообще-то, частное (в отношении узкого круга вопросов) сомнение – явление не редкое. Редкостью же является случай, когда сомнение контролирует любой этап мышления и распространяется на любую информацию и на любой уровень организации мышления, когда человек не принимает на веру НИЧЕГО! А если человек умудрится пересмотреть еще и все знание, заложенное в него до принятия им принципа сомнения, то это будет уже серьезная ревизия мира-космоса /«для нас»/.

Приведу пример из своей жизни. В 15 лет мне взбрело в голову осилить "Капитал" Маркса. Не осилил. С 24-х до 28-ми лет "изучал" "Капитал" на экономическом факультете МГУ. С грехом пополам "сдал". А в 29 лет решил перечитать его с сомнением. И... уже на 5-7-й страницах обнаружил фундаментальную чушь, являющейся первоисходной, базовой аксиомой, на которой построено ВСЁ здание марксизма-ленинизма. (Эта аксиома утверждает, цена на товар на капиталистическом рынке не может быть произвольно изменена по прихоти продавца или по договору продавца и покупателя.) Но что же это за наука, которая базируется на заведомо ложном положении?!

Лично мне с сомнением повезло – оно досталось мне "по наследству" от мамы и бабушки. Благодаря ему, сначала спонтанно в школе, а затем сознательно в университете знание для меня раздвоилось: первое – то, которое нужно было выучить и "сдать", второе – вероятностное, уже для себя.

Понятно, что принцип сомнения порождает постоянное ощущение зыбкости нашего знания, нашего бытия. Сознанию же (и психике) нужна прочная точка опоры, нужны неколебимые первоистины. Роль такого фундамента может играть хорошо отревизованное базовое знание. Прочный фундамент стоит того, чтобы закрывать глаза на его незначительные противоречия отдельным фактам. [Аналогичное отношение должно быть, на мой взгляд, и к близкому, преданному другу. Редкое исключение, когда сомнение недопустимо.]

Если управляющий орган в сознании принимает решение произвести какое-либо действие (в частности, принять на вооружение ту или иную истину), то в этом случае сомнение играет роль тормоза. А если решение состоит в бездействии, то сомнение играет роль смазки. Таким образом, сомнение регулирует потоки управленческой энергии, не обладая при этом собственной значимой энергией /странная субстанция – сомнение!/.

Сомнение играет судейскую роль в отношении принимаемых нами решений и проявляется параллельно процессу принятия новых решений. (Следовательно, в алгоритмизированном поведении сомнение не нужно.) Оно требует не спешить с осуждением поступков других людей и побуждает нас действовать в ситуации равнодушия и апатии. Задача сомнения – предупредить об опасности (в частности, о малодостоверности информации), а высший центр управления (в нашем сознании), принимающий решение, вправе к этому сомнению прислушаться или нет.

Извращенной формой сомнения является скепсис. Скептик может подвергнуть сомнению все что угодно, но при этом палец об палец не ударить для того, чтобы что-то сделать или что-то изменить.

Ниже мы еще будем рассматривать сомнение с разных сторон. А пока выскажу важное предостережение: не верьте ни одному моему слову, но и не спешите отбросить его не задумываясь: может быть, вы поймете то, что понравилось мне, и это понравится вам (и тогда наши истины совпадут); может быть, вы поймете меня неправильно, и это поможет вам самим уловить какую-то новую важную связь между явлениями. Ваша задача: при чтении чужих мыслей выудить или родить СВОЮ истину. К непонятным местам в моей книге вернитесь через некоторое время (может быть, через год) или уясните их с помощью диалога. Диалог позволяет и излагать мысли иначе, и видеть новые важные стороны явлений с помощью иной точки зрения. Не стесняйтесь задавать вопросы!

(2016)

305

Виктор Сорокин

Только начала читать,но уже нравится

306

выхухоль написал(а):

Виктор Сорокин

Только начала читать,но уже нравится

Нескучной ночи!

307

Виктор Сорокин
Мне это интересно
но не дави так
Иначе секта

308

#p459877,выхухоль написал(а):

Иначе секта

А откуда ты про секту узнала? /Это на Прозе один оппонент так сказал./

309

#p459882,Виктор Сорокин написал(а):

выхухоль написал(а):
Иначе сектаА откуда ты про секту узнала? /Это на Прозе один оппонент так сказал./
Подпись автораВраг народа

Я не сказала, я ляпнула и даже не поставила ")"
похоже ты рассказывал что кто-то так сказал

310

Мне А.Девин не нравится, в смысле мысли.

#p459626,Виктор Сорокин написал(а):

«воспитать человека – это ПРЕЖДЕ всего заложить в его сознание систему аксиом жизни» 
«Вопрос: как быть с воспитанником, если он в ответ на попытки закладывания ему в голову таких аксиом скажет, что необходимо "подвергать сомнению истинность любого полученного тобою знания"?»А.Девин.

Каждую аксиому надо проверять, на то она и аксиома.
Сможешь опровергнуть, значит гений.
Интересно А.Девин верующий
Если верующий одни вопросы, если нет другие )))

#p459626,Виктор Сорокин написал(а):

– Андрей, Вам приходилось видеть, как двухлетний малыш говорит своему воспитателю: «Слушай, а не пошел бы ты!.. Я сам знаю, что мне нужно!». Но если бы такое произошло, то виноват воспитатель, ибо толковый воспитатель начинает заниматься воспитанием ребенка еще когда тот в утробе. Но на всякий случай аксиому о сомнении следует привить в последнюю очередь.

И не обязательно , даже знаю эту аксиому сомнения, применить ее не каждый может , и не в каждом возрасте, для этого нужно что-то представлять, ведь это не сомнение «не верю» и все

#p459626,Виктор Сорокин написал(а):

– «Вы пишете, что "перечисленные аксиомы являются не научными и, тем более, не философскими, а управленческими, кибернетическими", из чего можно заключить, что их можно вложить в голову при помощи специальных методик, даже не спрашивая желания обладателя этой головы. По факту — это зомбирование, что, как представляется, противоречит духу Вашей Z-концепции».
– Да, Андрей, воспитание – это зомбирование (правда, в интересах воспитуемого, а не воспитателя). Не сомневаюсь, что Ваши родители не спрашивали у Вас в два-три года, «Какие ценности ты хотел бы, чтобы мы их тебе привили?»...

Что значит зомбирование , если учитель нравится , то ты уже находишься под его влиянием, вполне добровольно, а критичность мышления как раз позволяет быть не зомбированным, а осмысленно соглашаться , и если учитель попытается увести не в ту сторону, то не поддаться ….искушению)))
И даже разочароваться .
Интересно , зомбируют целые народы , и не мылями и теориями, и то ничего, для Андрея
А аксиома сомнения – прививка от зомбирования в плохом смысле , и наоборот ))

311

#p459926,выхухоль написал(а):

Я не сказала, я ляпнула и даже не поставила ")"
похоже ты рассказывал что кто-то так сказал

Это произошло чисто случайно. Совпадене.

312

#p459957,Виктор Сорокин написал(а):

выхухоль написал(а):Я не сказала, я ляпнула и даже не поставила ")"похоже ты рассказывал что кто-то так сказалЭто произошло чисто случайно. Совпадене.
            Подпись автораВраг народа

нет , я же показала
от А.Девина и "зомбирования")))

313

#p459873,Виктор Сорокин написал(а):

Вот это чувство дискомфорта от недостатка информации для принятия решения мы и можем назвать СОМНЕНИЕМ.

Сомнение  в информации вызывает азарт, сомнение в выборе правильного решения, с недостатком информации убивает
Я очень сложно делаю выбор, но если выбрала, то уже никого не виню и не раскаиваюсь
Если не правильно выбрала – «сама дура»
Даже если подсказали другие, подсказка – просто дополнительная информация

314

#p459873,Виктор Сорокин написал(а):

Если Я человека оснащено могущественными принципами, то и шансов на успех в любом деле у него будет больше, чем у человека с развитым Я.

Слово «принцип» не люблю
Затаскали « принцип» в администрации президентов

315

#p459873,Виктор Сорокин написал(а):

а сурового со мной отчима я за отца не принял. И лет с десяти у меня стала возникать идея о самовоспитании. И вот когда в 13 лет я продал три новогодних браконьерских елки, то на вырученные деньги сделал первую в своей жизни покупку: брошюру для родителей о… воспитании детей

гениальный ребенок
но отчим тебя возненавидел

316

#p459873,Виктор Сорокин написал(а):

Кем человек себя выберет – это вопрос другой, но для начала важно, что он САМ СЕБЯ ВЫБРАЛ, или, что то же самое, создал. С выбором своего Я человек обретает внутреннюю независимость от всего и вся, надежную точку опоры.

Правильно, мои родители лишили меня такого выбора
Я хотела быть художником
Но они лишили меня выбора, поставив условие
Я, как любящий ребенок , поплакала и согласилась
Но их выбор  изменил мой мозг…. Тренировка не кисточкой и только образами

Отредактировано выхухоль (06-12-2016 23:33:00)

317

выхухоль написал(а):
#p459873,Виктор Сорокин написал(а):

Кем человек себя выберет – это вопрос другой, но для начала важно, что он САМ СЕБЯ ВЫБРАЛ, или, что то же самое, создал. С выбором своего Я человек обретает внутреннюю независимость от всего и вся, надежную точку опоры.

Правильно, мои родители лишили меня такого выбора
Я хотела быть художником
Но они лишили меня выбора, поставив условие
Я, как любящий ребенок , поплакала и согласилась
Но их выбор  изменил мой мозг…. Тренировка не кисточкой и только образами

Я понял, а комп - нет.

Мне повезло, что меня никто С НАПОРОМ не воспитывал. Да еще три года деревенского детства вообще без присмотра. А еще в 1956-60 была мощная пропаганда науки.

318

#p459993,Виктор Сорокин написал(а):

Я понял, а комп - нет.
            Мне повезло, что меня никто С НАПОРОМ не воспитывал

повезло, и у меня была бы другая жизнь, хотя
ушла ведь от специальности и так
но  образование оказалось зарядкой для мозга
------------
ты знаешь , мне с родителями  очень повезло
но это и мешало )))
я так их любила что была слишком зависима от их воли и их желаний, боялась обидеть
Мама называла меня "мямлей"
Это я рядом с ней такой была , она очень красивая, остроумная, энергичная, все за меня решала
не давала мне и минуты на раздумье
Даже когда страшно заболела , единственная её мысль -"как ты будешь жить без меня"
типа без моей поддержки

319

Z-мир. 18. Принцип системности

В отличие от психики животного, в человеческом сознании для любой ВЕЩИ В СЕБЕ существуют не один, а два образа: натуральный, нерасчлененный, так сказать, фотообраз, и системный, представляющий собой перечисление в терминах свойств и отношений как с другими вещами, так и между собой.

Человек может мыслить, оперируя как фотообразами, так и системами. Это два очень разнохарактерных способа мышления. Но мы будем рассматривать лишь второй..

Надо заметить, что редко кому (за исключением, может быть, специалистов в чисто логических науках) удается придерживаться одного из двух способов мышления на протяжении какого-то времени – почти всегда происходит переплетение способов. Первый способ больше подходит для чувственного описания мира (и для интуитивного нахождения решения), второй – для его прагматического (делового, научного и т.п.) анализа. Мы ограничимся анализом прагматического подхода к мышлению с дозволением присутствовать лишь таким чувствам, как влечение к Истине и Совершенству.

Итак, мы будем рассматривать все вещи как системы. Система – явление из класса отношений, мне не совсем понятное. Иногда мне представляется, что оно тождественно организации. Единственное, в чем я чувствую различие: организация включает в себя и динамику отношений между элементами, в то время как система фиксирует лишь статику этих отношений и сам факт наличия динамики.

К сожалению, освоить понятие система дано лишь в довольно зрелом возрасте. В школьные программы оно, кажется, еще не вошло, а в кибернетике распространяется лишь на технические и экономические объекты. Биология и социология используют понятие система, как мне представляется, очень поверхностно, так как все еще не ведут исследования с позиции кибернетики.

Но сделаем шаг вперед и распространим системный подход на все сущее в мире. Тогда оказывается, что в мире всё ВЗАИМОСВЯЗАНО, всё взаимодействует друг с другом – если не непосредственно, то косвенно. Вселенная и, в частности, Земля с ее био- и социосферой (и с сознанием), – самая большая материальная система. И при рассматривании и изучении любого элемента этой системы изолированно мы рискуем проглядеть существенные связи между ним и всеми остальными элементами. Именно этим обстоятельством и вызвано появление специального принципа сознательного требования к системному (а точнее – к полносистемному) взгляду на вещи и на само сознание. Полносистемное мышление требует постоянно иметь в виду это обстоятельство.

Однако ни кибернетики, ни тем более некибернетики не распространяют принцип системности на всё сущее. И люди, добиваясь вполне приличных (на первый взгляд) результатов в своей области, в других областях, почти всегда выглядят примитивами (с точки зрения профессионалов в других сферах). Но если на одну удачу приходится десять неудач, то о каком благополучии (и прогрессе) в среднем можно говорить?!

Выходит, что, стараясь совершать добро, "несистемный" человек совершает в итоге зло. Физики создали атомное оружие, не задумываясь над тем, кто будет им распоряжаться; в итоге – сотни тысяч погибших мирных граждан (в том числе и самих физиков); коммунисты затеяли построить самое счастливое общество на земле (счастье же конкретных людей их не интересовало), в итоге – десятки миллионов уничтоженных (в том числе и миллионы самих коммунистов!); тысячи людей жертвуют собой во имя той или иной "высокой", возвышенной идеи (игнорируя обыденное), в итоге – муки и страдания их близких... Короче, какой бы успех А-общества ни взять, можно увидеть его отрицательные последствия куда большего масштаба. Такова краткая итоговая характеристика А-общества.

Существенное замечание: здесь соотношение между положительными и отрицательными последствиями я измеряю ЛИШЬ по основанию прагматической значимости С ИСКЛЮЧЕНИЕМ всех остальных оценок – нравственной, юридической, логической и т.д. Так, врач не может нести никакой ответственности за непредвиденный ни им, ни медициной вообще отрицательный побочный эффект лечения больного. Однако он несет логическую ответственность в том случае, если сознательно отказался от предложенной ему методики, позволяющей предвидеть и предотвращать отрицательные последствия.

Очень большой эффект системный подход дает в случае общей оценки сложного явления – в частности, личности. Большинство людей – особенно, поддаваясь чувствам, – об этом забывают и потому мужчины нередко женятся не на женщине, а на длинных ножках или родинке на щеке…

Но я забежал вперед: тотальный абсурд современной цивилизации очевиден лишь с точки зрения определенной системы ценностных критериев и иного сознания. Сомнение и системный подход – это только предпосылки для такой организации мышления, при которой абсурдность догматического несистемного мышления становится очевидной, а нахождение значительно более эффективных решений – делом вполне посильным.

Каждому понятно: когда в мастерской порядок, когда инструменты содержатся в идеальном состоянии и разумно расставлены, то пользоваться ими легче. Когда же в мастерской беспорядок, то нередко нужные операции приходится выполнять не тем инструментом и, следовательно, не с тем качеством. А наше мышление – это самая главная мастерская и самый важный, универсальный инструмент.

Если понятийный аппарат отточен, понятия расположены в правильном порядке (то есть системно), то и выводы получаются и быстрее, и более верными. При этом понятийный аппарат должен быть еще полным – наше знание должно охватывать все существенные области современного мира (в том числе и аппарат мышления). Политик, который не является толковым экономистом, – плохой политик; экономист, который не разбирается в технике, – плохой экономист; инженер, который не знает физики и математики, – не инженер; физик, который не задумывается, как может быть использовано его творение, – опасный человек. И т.д. и т.п.

Кто-то может возразить, что нельзя объять необъятное. И я с этим соглашусь, но при одном условии: если и это необъятное, и наш аппарат мышления, и методика обучения не систематизированы. А когда все эти три сферы организованы толково, то за пять лет обучения любой человек может освоить мир настолько, что даст фору любому узкому специалисту.

[Отмечу в скобках, что перечисленные в предисловии знания я осваивал лет двенадцать, причем в таких условиях, что ни толковых учебников, ни умных учителей, ни заранее организованного сознания не было и в помине. Но сейчас у меня появились некоторые соображения, как можно было бы написать дельный учебник по той или иной частной дисциплине – математике, физике, социологии и т.д., чтобы по нему можно было бы изучать предмет раз в десять быстрее. Появились представления и об эффективной методике преподавания. Но данное мое творение – Z-мировоззрение – посвящено, в первую очередь, эффективной организации мышления. Надеюсь, что кого-нибудь это заинтересует...]

(2016)

320

Виктор Сорокин
Это ты написал, переведи на одуванчики
шучу
читаю....нет, завтра ((((

Отредактировано выхухоль (08-12-2016 00:14:55)

321

выхухоль написал(а):

Виктор Сорокин
Это ты написал, переведи на одуванчики
шучу
читаю

В школьные годы была шутка: "Закрой глаза и и скажи А!" После чего человеку в рот вдували одуванчик...

322

#p460081,Виктор Сорокин написал(а):

В школьные годы была шутка: "Закрой глаза и и скажи А!" После чего человеку в рот вдували одуванчик...

мне нравится

323

выхухоль написал(а):
#p460081,Виктор Сорокин написал(а):

В школьные годы была шутка: "Закрой глаза и и скажи А!" После чего человеку в рот вдували одуванчик...

мне нравится

Вот так одуванчики и размножались!

324

#p460093,Виктор Сорокин написал(а):

выхухоль написал(а):Виктор Сорокин написал(а):В школьные годы была шутка: "Закрой глаза и и скажи А!" После чего человеку в рот вдували одуванчик...мне нравится
Вот так одуванчики и размножались!
            Подпись автораВраг народа

)))))
а как крокодильчики
утки в озере живут ?

Отредактировано выхухоль (08-12-2016 16:46:17)

325

Z-мир. 19. Принцип универсальности

Прагматические достоинства универсальности всем хорошо известны. Так, вместо того, чтобы иметь (и приобретать) множество разных инструментов, гораздо удобнее иметь один, выполняющий функции всех необходимых инструментов.

Принцип универсальности – это преднамеренная универсализация инструмента или продукта. Это, в частности, означает, что любой предмет мы должны изучать, в первую очередь, как один из множества подобных ему предметов. Если, например, мы изучаем какую-то конкретную яблоню, то сначала мы должны найти свойства и признаки, общие для всех яблонь, а уж потом переходить к изучению (скорее всего – к описанию) свойств и характеристик данной конкретной яблони. Другой пример: если какой-либо исторический факт описывается сам по себе, без соотнесения его с другими подобными фактами, то он к исторической науке отношения не имеет.

Углубление этой мысли наводит нас на принятие еще одного важного при изучения мира принципа: сначала ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ – а уж потом от частного к общему. Так, исходя из универсального понятия вещи, нам удалось понять и ввести также и универсальное понятие реализации («производства»). А когда (в соответствующем месте) мы выявим систему требований для производства КАКОЙ-ЛИБО материальной вещи, то увидим, что такие требования, как эффективность, надежность, безопасность, этичность, эстетичность и т.д., остаются верными и для реализации («производства»), например, и таких вещей, как написание романа или рождение ребенка! И этот удивительный факт – настоящее чудо!

Принцип универсальности в изучении мира обладает огромной организующей силой. Действительно, начиная изучение какой-либо вещи (явления) с поиска того общего, что присуще всем вещам данного класса, мы ведь в первую очередь находим место этого класса вещей во всеобщей иерархии вещей – так сказать, на полке единой библиотеки, где расположены все вещи в мире. Тем самым исследуемая вещь не повисает в воздухе, а находит свое место в единой упорядоченной системе вещей, в результате чего взаимоотношение нашей вещи со всеми другими становится ясным нашему пониманию. (После введения в рассмотрение понятий «цель» и «средство» появится также возможность создать всеобщую иерархическую систему всех вещей в мире – наподобие книжного каталога большой библиотеки.)

Кроме того, изучая какую-то вещь, мы вместе с тем изучаем и ВСЕ вещи того класса, к которому принадлежит данная вещь. Короче, изучая конкретное, индивидуальное, мы все время держим под прицелом нашего внимания и общее. Ведь, совершенствуя, например, тормозную систему автомобиля, мы пытаемся примерить найденные решения и к тормозным системам для всех иных видов транспортных средств. А чтобы эффект универсальности был максимален, приходится начать с изучения тормозных систем вообще, исходя только из задачи торможения и сути процесса.

Противоположным универсализации фактором является процесс конкретизации, поиска всего множества вариантов. Число всех Q вариантов вещи равно произведению ab…c, где a, b, … c есть число главных (характерных) значений свойства A, B, … C. Так, когда для каждой качественной характеристики A / B / … / C канальной турбины (запатентованной мною) я нашел свое число a / b / … / c их важных характерных значений, то их произведение ab…c и дало общее число всех возможных турбин (более одного миллиона вариантов). За пределами моего изобретения новых турбин с характеристиками A, B, … C уже не существует!

А теперь, если вы мысленно перечитаете предыдущие главы данной книги, то они вам покажутся вдвое убедительней – сознательное применение принципов сомнения, системности и универсальности умножает знание! Это самоумножение подобно цепной реакции и… вытаскиванию самого себя за волосы из болота (сверхфантастика в реальности!). А на математическом языке – это яркий пример явления сверхординарности, когда результат (на «выходе») снова загоняется в систему (на «вход»). (В математике, как известно, сверхординарным называется множество, среди элементов которого присутствует и САМО множество. Впрочем, как легко заметить, сверхординарными являются такие вещи, как экономика и вообще вся жизнь человечества. Следовательно, сверхординарность есть невидимое глубинное свойство явления информации и феномена разума.)

(2016)

326

#p460069,Виктор Сорокин написал(а):

Если понятийный аппарат отточен, понятия расположены в правильном порядке (то есть системно), то и выводы получаются и быстрее, и более верными. При этом понятийный аппарат должен быть еще полным – наше знание должно охватывать все существенные области современного мира (в том числе и аппарат мышления). Политик, который не является толковым экономистом, – плохой политик; экономист, который не разбирается в технике, – плохой экономист; инженер, который не знает физики и математики, – не инженер; физик, который не задумывается, как может быть использовано его творение, – опасный человек. И т.д. и т.п.

это интересно

327

#p460164,выхухоль написал(а):

это интересно

Но разве не так?!

328

Z-мир. 20. Система (1/2)

Система (для нас, в нашем сознании, как ее понимаем мы) есть логическая конструкция вещи (то есть МОДЕЛЬ предмета или явления В СЕБЕ), рассматриваемая как множество ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ элементов и обладающая качеством, отсутствующим у самих элементов. Набор главных сущностных характеристик системы составляют ее КОНСТИТУЦИЮ.

Если человек не производит нового знания, ему нет нужды вникать в суть явления система. Но если человек намерен создавать нечто принципиально новое, то успех такого намерения в высшей степени зависит от понимания этого явления, ибо, создавая новое, человек, прежде всего, создает новую систему. (Кстати, перед нами тоже стоит задача: создать новую, самую эффективную, СИСТЕМУ мышления!)

Отметим одно важное обстоятельство: система (к которым относится и любое определение любого термина, в частности, истины вообще) есть явление субъективное – для одного и того же прообраза (вещи в себе) различные субъекты строят различные системы. Почти одинаково люди воспринимают лишь элементарные свойства и отношения – цвет, вкус, запах, количество и т.п.

Самое большое расхождение в содержании, вкладываемом разными людьми в какое-то понятие, наблюдается в отношении терминов, обозначающих абстрактные модели сложных явлений (вещей в себе) – таких, например, как социально-экономический строй, доброта, система, человек, родина… Отсюда следует важный вывод: у каждого человека своя истина, объективной истины не существует (или существует условно). Однако задача людей – стремиться к тому, чтобы их субъективные истины совпадали, особенно в отношении базовых явлений: это залог взаимопонимания, следовательно, и полноценного сотрудничества.

В обществе разумных людей нет никакого смысла в спорах и необходимости убеждения. Например, я излагаю читателю свою точку зрения, не требуя, чтобы он относился к ней как к истине в последней инстанции; но мне, конечно же, будет приятно, если мы найдем взаимопонимание. Но читатель, разумеется, вправе остаться и при своем мнении, и всякое давление с моей стороны было бы бессмысленным и не совсем этичным. В принципе, это я должен задаться вопросами: ясно ли и правильно ли я изложил свою мысль? нужна ли моя истина собеседнику? Ведь убежденность в истинности утверждения приходит не под внешним давлением, а по внутреннему решению своего центра сомнения и в согласии со своим критерием истины.

Согласно полносистемному подходу (что в мире ВСЁ взимосвязано), за пределами сознания существует лишь одна вещь: все сущее в мире в целом, объективная сверхсистема. Природа не делит самою себя на вещи; это наше сознание разбивает целое – объективную сверхсистему – на части. Но разбивает не кое-как. Так, например, нет такой вещи, которая состояла бы из полсобаки и ползвезды (разве что в нашей преднамеренной фантазии).

Оказывается, все сущее в мире – и в первую очередь его базовая материальная составляющая – обладает свойством неравномерности. Например, если бы цвет горы и цвет неба были бы равномерно одинаковыми, наш глаз (следовательно и наше сознание) не смог бы выделить (на основании только контурного различия) вещь «гора». В действительности же на границе между горой и небом и освещенность, и цвет резко меняются; вот это контрастное изменение (неравномерность) и дает повод нашему сознанию для разделения единой вещи гора-небо на две отдельные вещи.

Однако такое разделение единого целого на вещи не только субъективно (другой субъект разделит единое целое на составные части уже по-своему), но и всегда сопряжено с натяжкой, с условностью, с неточностью и почти всегда с большой ошибкой. И вот о последнем обстоятельстве мыслителю-системнику следует всегда помнить.

Возьмем для примера вещь дерево. Природа сама по себе не выделяет дерево; в природе живое дерево неразрывно связано со всей природой – с ближней природой больше, с дальней – меньше. "Вырезая" из всей природы дерево, мы наделяем его жесткими пространственными границами и своими элементами, абстрагируясь от разорванных внешних связей. Но БЕЗ этих связей дерево становится куцым, нежизнеспособным. Если мы рассматриваем дерево как топливо или как строительный материал, то такая модель дерева, такая система не грозит нам никакими бедами в будущем. Но если эту куцую модель дерева начнет использовать в своих решениях эколог, то его выводы могут оказаться столь неверными, что при внедрении могут привести к гибели всего живого на Земле.

Вывод: выделяя какую-то часть сверхсистемы в вещь (в подсистему), следует иметь в виду, что в действительности за пределами вещи осталось еще много ЕЕ элементов, зачастую весьма значимых. Например: изучая какого-либо конкретного человека, нужно учитывать и ЕГО окружение. Окружение человека – это неотъемлемая часть человека!.. (Из этого, в частности, следует, что изобретатель с системным мышлением значительно могущественнее изобретателя с мышлением традиционным: первый, изобретая какое-то устройство, видит и этический, и социальный, и экономический аспекты своего труда и его результата; второй об этом просто не думает).

За редчайшим исключением каждая вещь в нашем сознании есть система каких-то свойств. Особый интерес представляют базовые вещи, не являющиеся системами (их можно принять за вырожденные системы). Так, в элементарной математике такими вещами являются точка, ноль, единица, отношение; в физике – материя, свойство, отношение. В сознании такими вещами являются ощущения и потребности: "хочу!"; в мышлении – вещь, система, элемент, отношение. И математику, и физику, и само мышление мы изучаем с помощью мышления; поэтому тот факт, что во всех трех областях встречается такая элементарная вещь, как отношение, говорит о том, что оно является сердцевиной мышления (и информации). Это отношение ко всему миру и порождает все прочие элементарные понятия. Таким образом, сознание есть мир отношений между сознанием и миром, между нашим Я и всем миром (включая в него и наше сознание, и наше Я; и опять экстраординарное множество!).

Природное, естественное сознание человека не наделено элементарными понятиями. Оперирование же только натуральными образами не позволяет увидеть истинную логику во взаимоотношениях между вещами. И неорганизованным сознанием нельзя навести порядок в неорганизованном сознании. Поэтому тому, кто хочет овладеть мощным мышлением, нужно как можно быстрее выйти на четкие элементарные понятия и начать "танцевать" от них.

По-видимому, существуют только две (причем, почти со взаимооднозначным соответствием) сверхсистемы: 1) все сущее в мире (вместе с сознанием) и 2) отражение всего сущего в мире в нашем сознании (первая сверхсистема несколько богаче).

Сжатая (наиболее обобщенная, концентрированная) иерархия всех систем (по их месту в процессе реализации обобщенной цели человека) выглядит так:

0) окружающая природа (она классифицирована весьма обстоятельно, что видно из каталога крупнейших библиотек и классификации изобретений, но я приблизил бы эту классификацию к нижеследующим семи пунктам);
1) сырье (и материальное, и информационное – т.е. исходная, в том числе фактологическая информация);
2) потребительские системы (и материальные, и информационные продукты потребления);
3) средства производства (и материальные, и информационные);
4) сознание (отражающее и материальную, и информационную сферы);
5) логика (и "в себе" – естественная логика, и логика как наука);
6) теория изобретательства, создание новой информации;
7) сверхлогика (логика системности).

Вполне возможно, что существуют надсистемы и к сверхлогике, но это тема для особо "тонкого" разговора.

/Окончание следует/

329

#p460171,Виктор Сорокин написал(а):

выхухоль написал(а):это интересно

Но разве не так?!
            Подпись автораВраг народа

так, именно так

Отредактировано выхухоль (30-12-2016 00:21:15)

330

#p461641,Виктор Сорокин написал(а):

Z-мир. 20. Система (1/2)
            Система (для нас, в нашем сознании, как ее понимаем мы) есть логическая конструкция вещи (то есть МОДЕЛЬ предмета или явления В СЕБЕ), рассматриваемая как множество ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ элементов и обладающая качеством, отсутствующим у самих элементов. Набор главных сущностных характеристик системы составляют ее КОНСТИТУЦИЮ.

а это на завтра . устала


Вы здесь » Дискуссионный клуб ЭМ » Свободный » Z-мир. Дорога в сказочную вечность